Речь детей нарушена как система.
Дети с ЗПР имеют все нарушения речи наблюдающиеся у детей с нормальным интеллектом
Словарь бедный, неточный. В речи преобладают существительные, глаголы. Прилагательных почти нет
Е.В. Мальцева выделяет 3 группы детей с учётом проявления нарушения речи.
1 группа – дети с изолированным фонетическим дефектом, которые проявляются в неправильном произношении только одной группы звуков. Нарушение произношения у этих детей связанно с нарушением строения артикуляционного аппарата и с недоразвитие речевой моторики.
2 группа – дети с фонетико-фонематическим нарушением. Дефекты звукопроизношения охватывают 2- 3 группы звуков и чаще проявляются в заменах фонетически сходных звуков. Кроме дефектов звукопроизношения у детей нарушается слуховая деференциация звуков и фонематический анализ, недостаточное развитие фонематических процессов отражаются в письменной речи, обуславливая нарушения письма и чтения. В письменных работах наблюдаются большое количество ошибок: замены букв, искажение звукослоговой структуры слова и неправильное оформление предложения.
3 группа – дети с системным недоразвитием всех сторон речи. Кроме фонетико-фонематического нарушения, у этих детей наблюдаются существенные нарушения в развитии лексико-грамматической стороны речи: ограниченность словаря, недеференцированность словарного запаса, примитивная синтаксическая структура предложений, аграматизмы. Все нарушения устной речи отражаются на письме. Кроме замен букв, искажений звукослоговой структуры слова, характерными ошибками в письме детей этой группы являются смысловые замены слов, аграматизмы, синтаксические ошибки.
Логопедическая работа с детьми, страдающими ЗПР
развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения; развитие зрительного восприятия, анализа, зрительной памяти; формирование пространственных представлений;
развитие слухового восприятия, внимания, памяти; коррекция нарушений моторного развития, особенно нарушений ручной и артикуляторной моторики; коррекция нарушений звукопроизношения, искажений звукослоговой структуры слова;
развитие лексики (обогащение словаря, уточнение значения слова, формирование лексической системности, структуры значения слова, закрепление связей между словами); формирование морфологической и синтаксической системы языка; развитие фонематического анализа, синтеза, представлений;
формирование анализа структуры предложений; развитие коммуникативной, познавательной и регулирующей функции речи.
Коррекционно-логопед и ческое воздействие при ЗПР носит комплексный и в то же время дифференцированный характер.
Психологическая реабилитация снятие нервно-психического напряжения; коррекция самооценки; развитии психических функций: памяти, мышления, воображения, внимания; преодолении пассивности; формировании мира детства; самостоятельности; ответственности; активной жизненной позиции; преодолении отчужденности; формировании коммуникативных навыков.