Cеминар председателей МО учителей русского языка и литературы школ Ленинского района Урок русского языка в 10-Б физико-математическом классе гимназии 1 им.А.С.Пушкина 18 ноября 2010 года Дорогу осилит идущий… Мы рады приветствовать вас, уважаемые гости!
Тема урока: Основные нормы научного стиля. РР. Устный стилистический анализ отрывков текстов научного стиля Цели урока: 1) Обозначить основные нормы научного стиля, рассмотреть их в системе; 2) совершенствовать навыки устного стилистического анализа текста научного стиля по предложенному плану; 3) воспитывать внимательное отношение к лингвистическим явлениям.
Эпиграфы к уроку Каждый функциональный стиль – это своеобразный язык в миниатюре. Наука сумела выработать великолепный собственный язык – точный, как сама наука, и лаконичный, звонкий, выразительный (Г.П.Лыщинский). Стилевые нормы складываются постепенно на протяжении длительного времени и не остаются неизменными.
Открытое заседание научного общества «Интеллектуал» Экспертная группа «Ученый совет»(г.Севастополь); Кафедра практической стилистики Института русского языка им.А.С.Пушкина (г.Москва); Кафедра радиофизики Центра научных исследований (г. Обнинск); Лаборатория цитологии, проект «Клетка» (г. Санкт- Петербург ); Авторская группа по разработке электронной версии учебника «Стилистика. Курс 10 класса» (г.Киев).
План работы. Вопросы для обсуждения : Актуальность электронной версии учебника «Стилистика. Курс 10 класса» (глава «Основные нормы научного стиля»): представление, апробация, рецензия. Устный стилистический анализ текстов научного стиля (группы 1-3).Терминологический минимум для учащихся физико-математического класса. Моделирование текста научного стиля на основе видеофрагмента «Клетка». Рубрика «Это интересно» (ответы учащихся 10-Б класса на уроках права, химии).
План стилистического анализа текста 1) Охарактеризовать ситуацию общения (условия и задачи речи). Назвать цель сообщения. 2) Назвать основные стилевые черты, нашедшие отражение в данном тексте. 3) Указать языковые средства (лексические, словообразовательные, морфологические, синтаксические), с помощью которых раскрываются названные вами стилевые черты. 4) Сделать вывод, к какому стилю (подстилю) относится данный текст.
Мысли вслух. Выводы. Размышления… 1) Узнал ли я что-то новое сегодня на уроке? 2) Как я оцениваю свою теоретическую базу по данной теме, свои устные ответы? 3) На что мне следует обратить внимание при стилистическом анализе текста научного стиля? 4) Что я могу пожелать, посоветовать присутствующим? 5) Изменилось ли мое восприятие текстов научного стиля? Заключение учителя: О приобретении знания можно то же сказать, что и о приобретении богатства: одно только то достояние прочно, которое приобретено личным, честным, тяжелым трудом (В.С.Печорин).
Дифференцированное домашнее задание 1)Проанализировать фрагмент текста научного стиля. 2) Разработать свой вариант терминологического минимума (словаря терминов) для физико- математического класса. 3) Написать рецензию на предложенные версии главы «Основные нормы научного стиля» электронного учебника «Стилистика. Практический курс. 10 класс». Удачи!