Педсовет: «Методы и приёмы работы со слабоуспевающими учащимися». Цель педсовета: определить наиболее эффективные методы и приёмы работы со слабоуспевающими учащимися. Форма проведения: проблемный диалог. Дата проведения: Дата проверки исполнения решения: Выступление.
Причины слабой успеваемости учащихся. После коллективного обсуждения установлены наиболее характерные причины слабой успеваемости: 1. Отсутствие влияния родителей. 2. Отсутствие внешней мотивации и неразвитость внутренней мотивации у школьников. 3. Неумение учиться, неуверенность в себе, заниженная самооценка. 4. Состояние здоровья. 5. Неумение педагога выявить затруднения и оказать в нужный момент квалифицированную помощь 6. Индивидуальные особенности ребёнка.
Главное противоречие школы: индивидуальность ученика и требования программы. Какие решения предлагает современная школа? После обсуждения обозначился список решений: Честно сказать родителям, что это их проблема. Пусть ищут выход сами. Дифференцированный подход к обучению таких детей, осуществляемый педагогами. Дополнительные занятия в школе и индивидуальная работа осуществляемая педагогами. Профильные классы.
Основные признаки традиционного обучения. После обсуждения учителя пришли к выводу, что основные позиции в школе прочно занимает традиционное предметное обучение, которое имеет основу, не способствующую развитию собственной активности учащихся: Предметное «репродуктивное» обучение, направленное на передачу знаний, их усвоение и воспроизведение. Система оценивания, обслуживающая «репродуктивное» обучение. Принудительные формы организации учебных занятий.
Три типа взаимодействия учителя и ученика. После обсуждения взаимоотношений с детьми учителя выделили три типа: Ребёнок занимает страдательно-выжидательную позицию жертвы обстоятельств. Учитель – опекун. Ребёнок – потребитель принимает помощь, следует за взрослым, желая избавиться от негативного состояния. Учитель в роли помощника - реабилитатора помогает ребёнку справиться с трудностями. Ребёнок – субъект и партнёр. Он активно участвует в решении проблемы, соорганизует свои действия с действиями педагога. Сам педагог – доверенное лицо, содействующее ребёнку в его стремлении преодолеть проблему. Этот тип взаимодействия, по общему мнению, наиболее эффективный.
Условия, необходимые для проявления собственной активности учащихся. В ходе обсуждения обозначились условия: Учитель – организатор процесса учения. Обучение – в деятельности. Самоконтроль и самооценка учащихся – основа успешности ребёнка. Фиксирование своих достижений самими учащимися, как приём развития внутренней мотивации и способ самоутверждения школьника.
Решение педсовета. 1. Осваивать роль организаторов процесса учения, строить субъект – субъектные отношения с учащимися, использовать деятельностные методы обучения. Ответственные: учителя – предметники. 2. Создать условия для проявления собственной активности учащихся, самореализации каждого ученика через развитие самоконтроля, самооценки, фиксирование своих достижений. Ответственные: учителя – предметники. 3. Продумать адекватную систему оценивания достижений учащихся в учении. Ответственные: учителя – предметники. 4. Осуществлять педагогику поддержки (4 тактики: защиты, помощи, содействия, взаимодействия) Ответственные: классные руководители.