ГБОУ ООШ пос. Верхняя Подстепновка м.р. Волжский Организация исследовательской работы учащихся как условие формирования социокультурной компетенции Автор: учитель английского языка Т.А. Сторожева 2012 год
Актуальность Воспитательный потенциал иностранного языка увеличивается с внедрением в учебный процесс современных образовательных технологий. Использование технологий, привлекающих опыт и творческий потенциал ученика, выводит процесс обучения и воспитания средствами иностранного языка за школьные рамки.
Цель : формировать социокультурную компетенцию через исследовательскую работу. Задачи : 1. развивать у учащихся способность быть субъектом деятельности; 2. достигать результатов через удовлетворение потребностей в самореализации; 3. развивать способность к исследовательскому мышлению.
Социокультурная компетенция – это приобщение учащихся к культуре, традициям, реалиям страны изучаемого языка; формирования умения представлять свою страну, ее культуру в условиях межкультурного общения. Исследовательская работа – это особый вид деятельности, где деятельность есть активное взаимодействие субъекта и объекта.
Анкета для учащихся (по выявлению склонности к исследовательской деятельности) 1.Расположите следующие источники учебной информации по уменьшению их значения для вас: учителя, учебники, родители, друзья, телевидение, радио, книги, газеты, журналы, интернет. 2. Напишите названия пяти ваших любимых газет и журналов по уменьшению их значительности для вас. 3. Оцените по 5-бальной системе ваши учебники по ______ (указать предмет) 4. При несовпадении информации, полученной вами от учителя или из учебника и других источников, какой вариант вызывает у вас больше доверия? Учебник Учитель Другой источник 5. Где вы можете пользоваться компьютером? Дом Школа Другое(вписать) 6. Есть ли у вас доступ к сети Интернет? Да Нет 7. Как часто вы пользуетесь информацией из Интернета для подготовки домашнего задания? Часто Иногда Никогда 8. По каким предметам? __________
Классификация действий (предложена И.А.Зимней) Интеллектуально- исследовательские умственные действия ( сравнение, анализ, обобщение) систематизация, моделирование, выдвижение гипотезы, постановка целей и задач исследования Информационно- рецептивные действия с информацией (её восприятие и обработка) Продуктивные действия по проведению научной работы, фиксации и обработка её результатов
1. Обоснование актуальности выбранной темы. 2. Формулировка темы 3. Постановка целей и задач исследования 4. Определение объекта и предмета исследования 5. Выбор метода (методов) проводимых исследований 6. Описание процесса исследования 7. Подведение результатов исследования 8. Формулировка выводов, оценка полученных результатов Схема (порядок) научного исследования
1.Титульный лист 2. Оглавление 3. Введение 4. Основная часть 5. Заключение 6. Библиографический список 7. Приложения Структура научно- исследовательской работы
Алгоритм руководства научно- практической деятельности учащихся 1. Проведение диагностики, анкетирования учащихся по выявлению склонности к исследовательской деятельности. 2. Создание благоприятных условий и мотивации. 3. Создание Банка тем научно- исследовательских работ. 4. Привлечение в качестве консультантов коллег, библиотекаря, родителей, других учащихся. 5. Оценивание полученных результатов. 6. Организация школьных научно-практических конференций. 7. Подготовка учащихся к участию в территориальных и областных научных конференциях.
Результаты: Работа Ларюшиной Оксаны и Малышевой Екатерины «Немецкие заимствования в английском языке» заняла II место в территориальной научно-практической конференции. Девушки стали призёрами областной конференции. ( уч. год) Работа Штам Анастасии «Английский на улицах нашего города» заняла III место в территориальной научно-практической конференции. Анастасия победила в областной конференции. ( уч. год)
Выступление на областной научной конференции Награждение победителей и призеров областной конференции