1 Саморегулируемая организация НП «Нефтегазсервис»
2 Саморегулирование Под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил. Саморегулирование осуществляется на условиях объединения субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемые организации Саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, созданные в целях, предусмотренных Федеральным законом « О саморегулируемых организациях » и другими федеральными законами, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров ( работ, услуг ) или рынка произведенных товаров ( работ, услуг ) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида 2
3 Саморегулирование Саморегулирование проектной деятельности, реконструкции, капитального ремонта зданий, сооружений устанавливается Федеральным законом от 22 июля 2008 г., 148- ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ» и отдельные Законодательные акты РФ. Для остальных видов деятельности Федеральным законом от 1 декабря 2007 г., 315- ФЗ «О саморегулируемых организациях»
4 Цели и задачи системы саморегулирования Дальнейшее развитие рыночных отношений путем передачи части функций в СРО и введением механизмов страхования. Снижение нагрузки на бизнес путем устранения излишних административных барьеров. Обучение ( повышение уровня квалификации ) персонала организаций на единой системной основе. Ведение реестра членов СРО. Замена функций по утверждению экспертиз ПБ, на функцию СРО по ведению реестра экспертных заключений и подготовки докладов о состоянии экспертных работ на ОПО. Приведение системы выдачи разрешений в соответствие с мировой практикой путем передачи в СРО функций по сертификации, декларированию и ведению реестра изготовителей технических устройств, применяющихся на ОПО. Передача в СРО контрольных функций по соблюдению требований безопасности, норм и правил проектирования объектов и производств нефтяной, газовой, нефтеперерабатывающей, химической и нефтехимической промышленности. Передача в СРО работ связанных с вводом в эксплуатацию электроустановок и другого оборудования. Разработка СРО нормативно - технической документации ( стандарты, правила, и т. д.) направленной на повышение ответственности организаций осуществляющих деятельность в области проектирования промышленно - опасных объектов.
5 ФЗ 148 от 22 июля 2008 г О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Глава 6.1. САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ИНЖЕНЕРНЫХ ИЗЫСКАНИЙ, АРХИТЕКТУРНО - СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ, СТРОИТЕЛЬСТВА, РЕКОНСТРУКЦИИ, КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА Статья Основные цели саморегулируемых организаций и содержание их деятельности 1. Основными целями саморегулируемых организаций являются : 1) предупреждение причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, объектам культурного наследия ( памятникам истории и культуры ) народов Российской Федерации ( далее - вред ) вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и выполняются членами саморегулируемых организаций ; 2) повышение качества выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно - строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. 2. Содержанием деятельности саморегулируемой организации являются разработка и утверждение документов, предусмотренных статьей 55.5 настоящего Кодекса, а также контроль за соблюдением членами саморегулируемой организации требований этих документов. Статья Приобретение статуса саморегулируемой организации 1. Статус саморегулируемой организации может приобрести некоммерческая организация, созданная в форме некоммерческого партнерства, при условии ее соответствия требованиям, установленным частями 1 и 2 статьи 55.4 настоящего Кодекса. 2. Для внесения в государственный реестр саморегулируемых организаций сведений о некоммерческой организации ею представляются в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного контроля ( надзора ) за деятельностью саморегулируемых организаций ( далее - орган надзора за саморегулируемыми организациями ), документы, предусмотренные пунктами части 8 статьи 20 Федерального закона " О саморегулируемых организациях ", а также документы, подтверждающие соблюдение установленных частями 1 и 2 статьи 55.4 настоящего Кодекса требований к некоммерческой организации. При этом в уставе некоммерческой организации должен быть указан вид саморегулируемой организации в соответствии со статьей 55.3 настоящего Кодекса.
6 Статья Виды саморегулируемых организаций Допускается приобретение некоммерческими организациями статуса саморегулируемых организаций следующих видов : 1) саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания ; 2) саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации ; 3) саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство. Статья Требования к некоммерческой организации, необходимые для приобретения статуса саморегулируемой организации 1. Некоммерческая организация вправе приобрести статус саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, или саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, при условии соответствия некоммерческой организации следующим требованиям : 1) объединение в составе некоммерческой организации в качестве ее членов не менее чем пятьдесят индивидуальных предпринимателей и ( или ) юридических лиц ; Абзац 19 пункта 9 статьи 1 вступает в силу с 1 января 2009 года ( статья 8 данного документа ). 2) наличие компенсационного фонда, сформированного в размере не менее чем пятьсот тысяч рублей на одного члена некоммерческой организации или, если такой организацией установлено требование к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в размере не менее чем сто пятьдесят тысяч рублей на одного члена некоммерческой организации ;
7 7 Статья 13: Способы обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемых организаций перед потребителями услуг п.1. Создание системы личного и ( или ) коллективного страхования. Формирование компенсационного фонда. не менее чем три тысячи рублей в отношении каждого члена п. 2. Компенсационный фонд первоначально формируется исключительно в денежной форме за счет взносов членов саморегулируемой организации в размере не менее чем три тысячи рублей в отношении каждого члена. п. 3. В случае применения в качестве способа обеспечения ответственности членов саморегулируемой организации перед потребителями произведенных ими товаров ( работ, услуг ) и иными лицами системы личного и ( или ) коллективного страхования минимальный размер страховой суммы по договору страхования ответственности каждого члена не может быть менее чем тридцать тысяч рублей в год. Основные положения Закона от 1 декабря 2007 г Ф 3 «О саморегулируемых организациях»
8 8 п.5. Размещение средств компенсационного фонда в целях их сохранения и прироста и инвестирование таких средств осуществляются через управляющие компании. п.6. Контроль за соблюдением управляющими компаниями ограничений размещения и инвестирования средств компенсационного фонда, правил размещения таких средств и требований к инвестированию, а также за инвестированием средств компенсационного фонда, которые установлены настоящим Федеральным законом и принятой саморегулируемой организацией инвестиционной декларацией, осуществляется специализированным депозитарием на основании договора об оказании услуг специализированного депозитария. п.7. Доход, полученный от размещения и инвестирования средств компенсационного фонда, направляется на пополнение компенсационного фонда и покрытие расходов, связанных с обеспечением надлежащих условий инвестирования средств компенсационного фонда.
9 9 п.8. Саморегулируемая организация вправе заключать договоры только с управляющими компаниями и специализированным депозитарием, которые отобраны по результатам конкурса, проведенного в порядке, установленном внутренними документами саморегулируемой организации. п.9. В объекты недвижимости может быть инвестировано не более десяти процентов средств компенсационного фонда.. п.10. В государственные ценные бумаги Российской Федерации должно быть инвестировано не менее десяти процентов средств компенсационного фонда.
10 Основные положения Федеральных законов 315- ФЗ и 148- ФЗ по организации СРО п / п Показатели 148- ФЗ для проектных организаций 315- ФЗ для других организаций 1 Членство в СРО Обязательное, при подготовке проектной документации, объектов капитального строительства и ремонтов Добровольное 2 Виды СРООснованные на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации Объединения субъектов исходя из единства отрасли производства товаров или профессиональной деятельности
11 3 Форма некоммерческой организации при приобретении статуса СРО НК сведения о которых внесены в государственный реестр СРО Конкретная форма не определена 4 Количество членов в СРО Для проектных организаций Размер компенсационно го фонда, для члена СРО Проектные организации – 500 тыс. руб., при страховании гражданской ответственности – 150 тыс. руб. 3 тыс. руб. 6 Минимальный размер страховой суммы для каждого члена СРО Устанавливается решением общего собрания 30 тыс. руб.
12 Источники формирования имущества саморегулируемых организаций Саморегулируемая организация Поступления от членов : вступительные, членские, целевые Доходы по представлению информациионных услуг Доходы от оказания образовательных услуг Доходы от размещения денежных средств на депозитах Добровольные имущественные взносы и пожертвования 1212
13 Вступление в СРО В члены СРО может быть принято любое юридическое лицо, в том числе индивидуальные предприниматели, осуществляющее деятельность в области проектирования и промышленной безопасности, обязующееся выполнять условия Устава СРО. Обязательными требованиями к членству в СРО являются : - Выполнение стандартов и правил СРО - Выплата вступительных взносов - Выплата регулярных членских взносов 13
14 Порядок приема в СРО и получения свидетельства о допуске к работам 1414
15 Контроль за деятельностью членов СРО 1515
16 Исключение из состава членов СРО СРО принимает решение об исключении из членов СРО юридического лица в случае : 1) несоблюдения членом СРО установленных требований, повлекшего за собой причинение вреда ; 2) неоднократного в течение одного года или грубого нарушения членом СРО требований к выполнению работ без наличия свидетельств о допуске, требований законодательства, правил контроля в области саморегулирования, требований стандартов СРО и ( или ) требований правил саморегулирования ; 3) неоднократной неуплаты в течение одного года или несвоевременной уплаты в течение одного года членских взносов ; 4) невнесения взноса в компенсационный фонд СРО в установленный срок ; 1616
17 Учредители некоммерческого партнерства «Нефтегазсервис» 1. ОАО «ВНИПИнефть» 2. ОАО Электротехнический концерн «Русэлпром» 3. ООО НПК «Изотермик» 4. Сертификационный центр «НАСТХОЛ» 5. ООО «Промтехэкспертиза» 6. ООО «НКЦ Университет» При партнерстве намечено создание Совета саморегулируемой организации по взаимодействию с асссоциациями, предприятиями и другими промышленными структурами в области проектирования, комплектации и экспертного сопровождения проектов
18 Общее собрание членов СРО «НП «Нефтегазсервис» ( высший орган управления ) СРО «НП «Нефтегазсервис» - Председатель Правления (Постоянно действующий коллегиальный орган управления) Представители организаций-членов СО (до 2/3 численного состава) Независимые члены (не менее 1/3) Дисциплинарный комитет (специализированный орган по рассмотрению дел о применении в отношении членов СРО мер дисциплинарного воздействия) Рабочие группы Генеральный директор СРО (исполнительный орган) Третейский суд (специализированный орган по рассмотрению спорных вопросов между членами СО или между членами СО и потребителями) Бухгалтерия Отдел кадров Исполнительный аппарат Информационно-аналитический орган Контрольный комитет (специализированный орган по контролю за соблюдением членами СРО требований стандартов и правил) Контрольно-аналитическая комиссия Аккредитационная комиссия Сертификационная комиссия Аттестационная комиссия Аппеляционная комиссия Специализированная комиссия Комиссия по страхованию 18 СТРУКТУРНАЯ СХЕМА НП «Нефтегазсервис»
19 Разработаны проекты следующих положений и правил, регулирующих деятельность СРО : 1. Устав организации 2. Положение об организации 3. Положение о компенсационном фонде 4. Положение о размерах вступительных, членских и целевых взносов 5. Требования к страхованию гражданской ответственности 6. Положение о мерах дисциплинарного воздействия 7. Положение о специализированном органе по рассмотрению дел о применении в отношении членов организации мер дисциплинарного воздействия 8. Стандарт саморегулируемой организации «Общие требования к выполнению работ в области проектирования и обеспечения промышленной безопасности объектов нефтегазового комплекса РФ»
20 Основные этапы создания СРО Этап 1, срок : апрель - июль 2009 г. Подготовка перечня видов деятельности в области промышленной безопасности ( ФЗ -116 или нормативно - правовой акт, принимаемый МПР или Ростехнадзором ) Подготовка Устав а СРО Разработка обязательных документов СРО - требования к выдаче свидетельств о допуске к работам, включенным в перечень видов деятельности в области промышленной безопасности, - документ, устанавливающий условия выдачи СРО свидетельств о допуске к работам, включенным в перечень видов деятельности в области промышленной безопасности ; - правила контроля в области саморегулирования - документ, устанавливающий правила контроля за соблюдением членами СРО требований к выдаче свидетельств о допуске, требований стандартов СРО и правил саморегулирования ; - документ, устанавливающий систему мер дисциплинарного воздействия за несоблюдение членами СРО требований к выдаче свидетельств о допуске, правил контроля в области саморегулирования, требований технических регламентов, требований стандартов СРО и правил саморегулирования. 20
21 Основные этапы создания СРО Этап 2, срок : апрель - август 2009 г. – регулярно для организаций с новым видом деятельности Разработка других документов СРО стандарты саморегулируемых организаций - документ, устанавливающий в соответствии с законодательством Российской Федерации правила выполнения работ, включенным в перечень видов деятельности в области промышленной безопасности, требования к результатам указанных работ, системе контроля за выполнением указанных работ ; правила саморегулирования - документ, устанавливающий требования к предпринимательской деятельности членов СРО, за исключением требований, установленных законодательством Российской Федерации. 21
22 Основные этапы создания СРО Этап 3, срок : апрель - ноябрь 2009 г. Прием в НП новых членов. Регистрация СРО в Ростехнадзоре с передачей последним функций по выдаче свидетельств о допуске к работам ее членам 22
23 Основные критерии для вступления в СРО ( на примере экспертизы промышленной безопасности ) Членами СРО могут быть юридические лица, признающие устав и правила СРО и соответствующие следующим требованиям : 1. Выполняющие работы и оказывающие услуги в области проектирования и промышленной безопасности на территории Российской Федерации, а также за ее пределами в том числе : Проведение проектирования и экспертизы промышленной безопасности : - проектной документации на расширение, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию ОПО - технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте ( ОПО ); - зданий и сооружений на ОПО ; - деклараций промышленной безопасности и иных документов, связанных с эксплуатацией ОПО. 23
24 2. Наличие необходимых специальных лицензий и разрешений в случае проведения организацией работ, для которых согласно российскому законодательству они требуются, а также свидетельств об аттестации и аккредитации, в случаях проведения работ, для которых предусмотрена аттестация и аккредитация организаций. 3. Наличие штата организации не менее 25 человек, не менее 55% штатного расписания – высококвалифицированные специалисты ( например, ведущие эксперты ), не менее 15% - сотрудники, имеющие ученые степени. 24 Основные критерии для вступления в СРО ( на примере экспертизы промышленной безопасности )
25 4. Наличие сертифицированной в сертификационных органах системы качества. 5. Наличие собственных или арендуемых по долгосрочным договорам площадей. 6. Наличие соответствующей нормативной базы, собственных технических средств, необходимых для выполнения всего спектра работ. 7. Наличие не менее 3- х рекомендательных писем с информацией о высоком качестве выполненных работ ( отзывов о работе ) от заказчиков производимых работ за последние 2 года деятельности. 8. Перечисление в фонд СРО в качестве регулярных членских взносов не менее 10% объема выполненных работ на этом сегменте рынка ( устанавливается решением Общего собрания ). 25 Основные критерии для вступления в СРО ( на примере экспертизы промышленной безопасности )
26 9. Проведение или участие в ежегодных научных конференциях и семинарах по профилирующим видам деятельности. 10. Повышение квалификации собственного персонала. 11. Ежеквартальное направление в СРО отчета о выполненных работах. 12. Прием представителей СРО, направляемых для проверки ежеквартальной информации. 26 Основные критерии для вступления в СРО ( на примере экспертизы промышленной безопасности )