ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ КОНЦЕПЦИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ Вестник образования России Октябрь 19, 2013 год
Состояние профориентационной сферы в России Основные проблемы в данной сфере Понятия «объект», «субъект», «предмет» деятельности по сопровождению профессионального самоопределения Цели и смысловые ориентиры Основные идеи Концепции Принципы реализации Концепции Механизмы реализации Концепции Риски Ожидаемые результаты В чём новизна данной Концепции Направления работы Содержание
Состояние профориентационной сферы в России проект Концепции педагогического сопровождения социально-профессионального самоопределения школьников в условиях перехода на 12-летнее образование (РАО, Н.С. Пряжников, 2001); проект Концепции педагогической поддержки профессионального самоопределения школьников (РАО, Н.Ф. Родичев, 2006); проект Концепции профессиональной ориентации учащейся молодёжи в условиях сетевого взаимодействия образовательных учреждений (ФИРО, Е.А. Рыкова, 2009). концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (Приказ Минобразования России от ),
Основные проблемы: «Об образовании в Российской Федерации 1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ) никак не определяет роль профессиональной ориентации на ступенях образования (дошкольное, начальное общее, основное общее и все уровни профессионального образования), не регулирует систему внутриведомственных и межведомственных отношений, возникающих в процессе сопровождения профессионального самоопределения обучающих. 2. Устаревшие подходы к профориентационной работе: - отсутствие системы профориентационной работы в школах; 3. Кадровые проблемы: - функции распределены по разным должностям работников системы образования, что приводит к размыванию ответственности; - отсутствие штатных должностей специалистов по сопровождению проф. самоопределения; Отмечены Уральский регион, Свердловская область где есть проявления «ТОЧКИ РОСТА» в сфере сопровождения проф. самоопределения По данным лаборатории социально-профессионального самоопределения молодежи ИСМО РАО, 50 % старшеклассников не соотносят выбор профессии со своими реальными возможностями 46 % – ориентированы при выборе профессии на мнение родителей, родственников 67 % не имеют представления о сущности выбранной профессии
Основные идеи Этапность реализации концепции: 1 этап - апробация вариативных региональных моделей организационно-педагогического сопровождения проф. самоопределения (2014 г.); 2 этап – формирование целостной общероссийской системы (после 2014 г.) Системность и комплексность деятельности и её государственная координация - единой информационная среда; - единое пространство взаимодействия специалистов этой области; -Комплекс мер по координации этой деятельности со стороны государства. Компетентностный подход к организации деятельности по психолого-педагогическому сопровождению проф. самоопределения -образовательная деятельность по формирование компетенций, которые обеспечивают самостоятельность и ответственность проф. выбора; -согласование интересов личности, экономической сферы, общества и государства. Постепенность и непрерывность сопровождения проф. самоопределения школьников на разных ступенях образования - постепенное расширение представлений о возможностях выбор; - возрастание степени самостоятельности в самоопределении; - возможность в психологической поддержке. Единство профессионального, образовательного и социального самоопределения -практико-ориентированная деятельность; -введение «профессиональных проб»;
… Необходимость государственной координации деятельности по сопровождению профессионального самоопределения на современном этапе обусловлена: многоплановостью обозначенной деятельности, участием в ней представителей различных социальных институтов и ведомств, включенностью в более обширную систему управления человеческими ресурсами; активным развитием кадровой политики предприятий бизнес-сферы и системой общего и профессионального образования; необходимостью обеспечения гарантированного минимума профориентационных услуг для обучающихся и их семей независимо от места проживания.
Механизмы реализации Концепции: 1) Разработка и внедрение нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность в сфере организационно- педагогической поддержки профессионального самоопределения обучающихся. 2) Разработка научно-исследовательских проектов, выполняемых в рамках целевых программ различного уровня (федеральный, региональный) и ориентированных на разрешение проблем, требующих экспериментальной проверки. 3) Организация деятельности региональных координаторов в сфере организационно-педагогической поддержки профессионального самоопределения обучающихся. 4) Поддержка прецедентов практики регионального, муниципального и локального уровня. 5) Горизонтальные механизмы обмена инновационным опытом в целевой области (конференции, семинары, стажировочные площадки, специализированные интернет - порталы и форумы и т.д.), а также формирование и оформление профессионального сообщества специалистов в области сопровождения профессионального самоопределения.
Направления и задачи работы по формированию системы организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения Направление 1. Нормативно-правовое, организационно- управленческое обеспечение и социальное партнерство. Направление 2. Создание многоуровневой инфраструктуры, обеспечивающей функционирование системы профессионального самоопределения обучающихся. Направление 3. Научно-, программно- и учебно-методическое обеспечение. Направление 4. Кадровое обеспечение для обеспечения эффективной работы по сопровождения профессионального самоопределения Успешное решение обозначенных задач, в перспективе, должно обеспечить условия для введения должности специалиста по сопровождению самоопределения в штатное расписание образовательных учреждений РГППУ
Веры и надежды ВАМ!