ЗАПОВЕДИ ВОЖАТОГО (информация повышенной секретности!) Вожатый - «универсальный солдат» нашей команды: честен с детьми (никогда ничего не обещает!), тактичен и воспитан, чуток к болям и радостям подопечных, ответственен по отношению ко всему и всем! Способен контролировать себя и свои эмоции. То, что написано ниже запомни, как «Отче наш» - это больше чем мантра или молитва. Это спасёт тебя от ошибок.
Любовь к детям Корпоративный стиль Корпоративная этика Единые педагогические требования Последовательность действий Создание ситуации успеха для каждого
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ВОЖАТОГО С ДЕТЬМИ В общении с детьми инструктора и вожатые часто впадают в крайности, т. к. не знают, как себя вести, какую позицию по отношению к детям занять. Лучше всего встать в позицию старшего товарища. Не забывайте, что вы уже взрослый человек, просто очень молодой. Попробуем нарисовать портрет вожатого. Какой он? ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ. Каждый ребенок в команде должен быть уверен в хорошем к себе отношении. Нельзя «воевать» с ребятами, уходить от конфликта вожатый должен всеми способами. Ребенок должен чувствовать со стороны вожатого уважение к себе. ВНИМАТЕЛЬНЫЙ И ТАКТИЧНЫЙ. Как легко может обидеть ребенка взрослый человек недостаточным вниманием! Своим вожатым должен вас считать каждый ребенок в отряде, а не только ваши любимцы. Постарайтесь уделить внимание каждому, независимо от ваших личных симпатий и антипатий. Но не стоит без приглашения вторгаться в жизнь ребенка, в его взаимоотношения с другими людьми, в его внутренний мир. Важнее заслужить это приглашение. ТРЕБОВАТЕЛЬНЫЙ. Не бойтесь требовать, если ваши требования разумны. Дети это поймут и примут. У «добреньких» взрослых дешевый авторитет.
СПРАВЕДЛИВЫЙ. Не забывайте, что у ребенка есть своя точка зрения. Мало просто самому считать, что поступаете правильно и справедливо, надо, чтобы и ребенок это понимал. Убедите его в этом, и вам будут верить. ИСКРЕННИЙ И ЧЕСТНЫЙ. Степень откровенности с детьми вам поможет определить чувство меры и осознание разницы в возрасте. Но дети очень чутко чувствуют фальшь. Поэтому, если затрудняетесь ответить на какой-то вопрос или дать обещание, лучше не делайте этого. БОДРЫЙ И ЖИЗНЕРАДОСТНЫЙ. Ваши проблемы не должны касаться детей. Вожатый должен быть эмоциональным и энергетическим аккумулятором для своих детей. ТЕРПЕЛИВЫЙ И СДЕРЖАННЫЙ. Множество вопросов, детские проблемы, которые вам могут показаться не существенными, необходимость все повторять несколько раз все это может вывести из себя, если себя не сдерживать. Вожатый не имеет права не срыв. Дети видят, слышат, думают, понимают и действуют по-своему. К этому надо приспособиться. После отдыха в лагере дети не вспомнят, что им говорил вожатый. Вспомнят только его отношение к ним, заботу о них, его личный пример. Дети запомнят сплочённость и дружбу, речёвки, которые кричали хором, девиз, запомнят творческую часть отдыха. Вожатый должен помочь детям раскрыть себя в лагере в какой-то деятельности, проявить себя, стать более уверенными в своих возможностях, уверенными в себе.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАПАРНИКОВ Начнем со знакомства. Вы знакомитесь со своим будущим напарником. Расскажите друг другу о себе то, что считаете нужным. Особенности своего характера и темперамента, чего от вас можно ожидать в критических ситуациях, в случае переутомления и, особенно в общении с детьми. Какой опыт работы с детьми у вас есть, какой багаж за плечам и, с каким настроением едете на смену, какие есть опасения. Помните, в том, что касается работы, у вас друг от друга не должно быть секретов. И как бы в дальнейшем ни сложились ваши личные отношения, для детей вы должны быть идеальной парой и любимыми напарниками. Все ваши ссоры, выяснения отношений, несогласия не при детях. Видите, что напарник неправ, не стоит мгновенно реагировать и «спасать» ситуацию. Отзовите в сторону и поговорите. Прислушивайтесь друг к другу, поддерживайте авторитет своего напарника. Соблюдайте в работе равноправие и единство требований. Будьте принципиальны друг с другом (вы работаете с детьми), но в то же время внимательны, терпимы и доброжелательны. Не давайте друг другу умереть на работе. Вас двое, иногда кто-то может выспаться (извечная вожатская проблема). Разумно распределяйте работу, чтобы кто-то из вас не был «всю смену на арене». Сотрудничайте!
ПРИНЦИПЫ ОТНОШЕНИЙ С ДЕТЬМИ. ПРИНЦИПЫ ОТНОШЕНИЙ С ДЕТЬМИ. Гарри Лэндрет: Игровая терапия: искусство отношений Я не всезнайка. Поэтому я не буду пытаться быть им. Я хочу, чтобы меня любили. Поэтому я буду открыт любящим детям. Я хочу больше принимать в себе ребенка. Поэтому я с интересом и благовением позволю детям освещать мой мир. Я так мало знаю о сложных лабиринтах детства. Поэтому я позволю детям учить меня. Я лучше всего усваиваю знания, полученные в результате собственных усилий. Поэтому я объединю свои усилия с усилиями ребенка. Иногда мне нужно убежище. Поэтому я дам убежище детям. Я люблю, когда меня принимают таким, каков я на самом деле. Поэтому я буду стремится сопереживать ребенку и ценить его. Я делаю ошибки. Они свидетельствуют о том, каков Я – человечный и склонный ошибаться. Поэтому я буду терпелив к человеческой сущности ребенка. Я реагирую эмоционально и выразительно на мир собственной реальности. Поэтому я постараюсь ослабить свою хватку и войти в мир ребенка. Приятно чувствовать себя начальником и знать ответы на все вопросы. Поэтому мне придется много работать чтобы защитить себя от детей. Я единственный кто может прожить мою жизнь. Поэтому я не буду стремиться к тому, чтобы управлять жизнью ребенка. Я научился почти всему, что знаю, на собственном опыте. Поэтому я позволю приобретать детям свой опыт. Я черпаю надежду и волю к жизни внутри себя. Поэтому я буду поддерживать и признавать чувство САМости у ребенка. Я не могу сделать так, чтобы страх, боль, разочарование и стрессы ребенка исчезли. Поэтому я буду стараться смягчать удар. Я чувствую страх, когда я беззащитен. Поэтому я буду прикасаться к внутреннему миру беззащитного ребенка с добротой, лаской и нежностью.
У каждого вожатого должен быть план работы с отрядом. Он составляется на основе плана – сетки и концепции смены. Основные этапы подготовки отрядного дела: 1.Получение задания, определение целей и задач определенного дела 2.Обеспечение работы. (условия, средства, исполнители.) 3.Планирование работы и определение обязанностей (творческая группа, инициативная группа, совет дела) 4. Координация действий 5. Анализ и подведение итогов работы.
НЕОБХОДИМЫЕ КОМПОНЕНТЫ УСПЕХА ЛЮБОГО ДЕЛА: o Интересные задания o Красочное оформление o Музыкальное сопровождение o Креативный ведущий o Компетентное жюри o Дружелюбные зрители o Хорошие помощники o Подготовленные участники o Призы для победителей.