Сначала была дудочка из тростника, которая умела издавать один – единственный звук. Низким таинственным голосом звучала тростниковая флейта. Из одного звука мелодию не построить. Мелодия получается из звуков разной высоты.
Музыканты подобрали несколько дудочек по росту, связали их или склеили пчелиным воском. На ней уже можно было сыграть мелодию. Музыканты смастерили флейту Пана.
Пан - это бог лесов и полей, покровитель животных. Когда он родился, то родная мать испугалась вида и убежала. До пояса он был заросшим шерстью. На голове его красовались рога, на ногах – копыта, а за спиной был хвост. И все люди боялись его вида, только животные видели в нем друга. А Пану так хотелось любви… И вот однажды повстречал он прекрасную нимфу Сирингу. Прекрасная нимфа бросила свой лук и стрелы, с которым она вышла на охоту, и помчалась прочь от козлоногого чудовища в паническом страхе. Напрасно кричал ей пан о своей любви, умоляя остановиться. Сиринга мчалась быстрее ветра.
И вдруг дорогу ей преградила река. Все ближе топок копыт приближающегося Пана. Нимфа стала умолять реку укрыть ее от чудища. Река вняла ее мольбе и превратила Сирингу в тростник. Опечалился Пан. Срезал несколько стеблей тростника и смастерил новый музыкальный инструмент. А назвал он это инструмент именем красавицы нимфы – сиринга или сиринкс. Печальные нежные звуки свирели – сиринги с тех пор часто раздавались в окрестных селах и горах. Это играл опечаленный пан, оплакивая свою несчастную судьбу. Вот такая легенда истории создания флейты Пана.
В давние времена словом «флейта» определяли вообще все духовные инструменты. Название ее происходит от латинского слова «флаут », что означает «дуновение». Флейты делались из тростника и бамбука, кости и дерева, даже из камня. Нет страны, в которой бы не звучали флейты. У исконных жителей Америки они были тростниковыми и каменными. Любимы флейты были и африканцами. С огромным уважением к ней относились в Индии. Здесь она получила название «ванша». Индейцы считали, что ванша успокоит того, кто измучен страданием, усмирит объятого гневом или гордыней, поможет влюбленному покорить сердце возлюбленной.
Флейта издавна была пастушеским инструментом, она помогала созывать стадо. Но звучала флейта и в салонах, и во дворцах просвещенных любителей музыки. В XVII – XVIII веках она заняла свое почетное место в оркестре. У флейты есть маленькая сестренка – малая флейта, или, как чаще ее называют, флейта – пикколо. Ее резкий, тоненький голосок выделяется в оркестре и иногда напоминает трели певчей птички. «Флейтой любовной», «флейтой нежной» называли это инструмент в разные времена. И там, где место теплым и светлым чувствам, подходящим окажется звук флейты, ласкающий и мягкий.
Гобой происходит от древней свирели и от старинного народного инструмента – зурны, который в наше время звучит на Кавказе и во многих странах Азии.
Свой род гобой ведет от тростниковой дудочки. Еще древние греки играли на музыкальном инструменте, в котором звук возбуждался благодаря пищику. Этот древний музыкальный инструмент назывался «авлос». И в нынешнем гобое есть пищик, который называется тростью. Гобой – постоянный участник симфонического оркестра. Композиторы любят поручать гобою печальные или мечтательные мелодии. Пейзаж, картина мирной природы очень часто «озвучиваются» гобоем. Но гобой может играть в оркестре и шутливые, комические роли. Например: Утку из сказки С.С.Прокофьева «Петя и Волк». А в фантастической музыкальной картине М.П.Мусоргского «Ночь на Лысой горе» гобой смешно подражает кваканью лягушек.
Когда в 1690 году немецкий мастер Деннер показал своим современникам созданный им инструмент, напоминавший перестроенную свирель, их поразил резкий голос новорожденного. Голос этот напоминал звуки трубы. Труба тогда называлась «кларино», и новый инструмент назвали «кларинетто» - «маленькая труба». Кларнеты входили и в состав военных оркестров в конце правления Луи XV. Французский композитор Андре Гретри писал о кларнете так: «Инструмент Этот выражает страдание. Даже когда он исполняет веселые напевы, он примешивает к ним некоторый оттенок грусти. Если бы в тюрьме танцевали, то мне хотелось бы, чтобы это было под звуки кларнета».
Наш современник кларнет – самый совершенный музыкальный инструмент среди деревянных духовых. Он единственный обладает умением доводить звук от тишайшего до очень громкого. Он прекрасно «поет» плавные мелодии и в то же время может исполнять головокружительные пассажи. Тембры его богаты и разнообразны. Внешне он похож на гобой, но побольше размером. Звук кларнета нежный и прозрачный. Он способен достигать выразительности человеческого голоса. Даже веселые мелодии, исполненные на этом инструменте, словно окутываются легкой дымкой грусти.
Слово «фаготто» означает связка, и на самом деле, этот деревянный инструмент выглядит так, как будто кто-то связал два тонких поленца. Фагот является самым необычным по звучанию среди деревянных духовых музыкальных инструментов. Он появился в Италии в XVI веке. Фагот значительно больше флейты, гобоя, кларнета. Он может звучать очень напевно или приглушено, ворчливо или насмешливо. Фагот – самый низкий по звучанию среди основных деревянных инструментов.
Красивый, словно приглушенный звук гобоя также напоминает звучание другого народного духового инструмента – жалейки, издавна распространенного в России, Белоруссии.
Народный духовой язычковый инструмент. Состоит из резервуара – меха (мешок из кожи или пузыря животного), в который вставлены трубки для нагревания и извлечения звука. Воздух нагнетается ртом или накачивается нажимом локтей на специальные «педали».
Применяется волынка с древнейших времен как сольный, так и в различных ансамблях, главным образом для сопровождения танцев.
Назовите, на каких музыкальных инструментах играют музыканты?