Направление Чтений: «Совершенствование материально-технической базы учреждений начального и среднего профессионального образования как одно из условий для развития научно-технического творчества обучающихся и студентов» ИЗУЧЕНИЕ И ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПОВЫШЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ПРОЦЕССА СВАРКИ Моршанский текстильный техникум Дорошенко И.В., к.т.н., доцент
Повышение производительности ручной дуговой сварки является весьма актуальной задачей в связи с тем, что в промышленности, строительстве и других, отраслях народного хозяйства ручной сваркой занимаются десятки тысяч рабочих электросварщиков. Молодые студенты-сварщики должны стремиться стать мастерами своего дела. Для этого необходимо в первую очередь хорошо изучить основы процесса сварки и непрерывно совершенствовать свое мастерство, стремясь к увеличению выпуска и повышению качества сварных изделий, экономии металла, сварочных материалов, электроэнергии, снижению себестоимости сварочных работ и повышению производительности труда. Существенный недостаток ручной дуговой сварки металлическим электродом - малая производительность процесса и зависимость качества сварного шва от практических навыков сварщика.
В Моршанском текстильном техникуме при лаборатории «Сварочное производство» создан и успешно работает кружок «Сварщик». Данное направление выбрано с целью понимания студентами сущности и социальной значимости своей будущей профессии, эффективного выполнения профессиональных задач, осуществления поиска и использования способов и приёмов сварки конструкций. Одним из основных направлений работы кружка является изучение и исследование возможности повышения производительности процесса сварки в процессе обучения по выбранной специальности.
Изучение и исследование возможности повышения производительности процесса сварки разбито на три этапа.. Студенты приобретают навыки техники сварки на малоамперном дуговом тренажере сварщика (модель М Д Т С 05 М 1). Тренажер сварщика это симулятор движений сварщика во время сварки с отображением процесса сварки и полученных результатов. Применение тренажеров сварщика с использованием технологии виртуальной реальности решает проблемы образования брызг расплавленного металла при сварке, ультрафиолетового излучения и выделения сварочных дымов и аэрозолей, позволяет улучшить качество подготовки сварщиков и снизить затраты на практические работы. Первый этап – подготовительный.
Второй этап – исследовательский. Студенты проводят комплекс экспериментов в сварочной мастерской техникума с использованием источника для дуговой сварки инверторного типа МАГМА – 315 (3ф380В). ЭкспериментОбработка результатов Ток I, А Напряжение U, В Время выгорания электрода t, Коэффициент расплавления, а р, г/А*ч Коэффициент наплавки, а н, г/А*ч Производитель ность сварки, G,г сч Электрод УОНИ-13/55, d эл = 2мм, l д = 0,5мм, m эл = 7,34г, наклон выходной характеристика 1,5 В/А, способ сварки «с опорой на козырек» ,01810,079,06 6, ,0159,678, ,01110,989, ,0110,369, ,00811,3310, ,00968,397,55 Производительность сварки плавящимся электродом определяется коэффициентами расплавления и наплавки.
Все сварочные швы, полученные в результате проведения эксперимента, проходят проверку качества с помощью ультразвукового дефектоскопа У Д – 21 РТ., Третий этап – заключительный Анализ и оценка результатов эксперимента Анализируются графики изменения коэффициента наплавки при увеличении силы сварочного тока в процессе проведения сварочных работ в различных условиях. Наглядно видно, где имеются резервы повышения производительности проведенного процесса сварки, на что следует обратить внимание в последующей профессиональной деятельности, какие параметры сварки являются оптимальными
проявляют устойчивый интерес к своей будущей профессии учатся принимать решения в стандартных ситуациях оценивают эффективность и качество проводимых исследований учатся определять причины, приводящие к образованию дефектов в сварных соединениях, используют информационно- коммуникационные технологии работают в команде единомышленников Все это является одной из ступеней подготовки техника по специальности «Сварочное производство» и отвечает компетенциям, соответствующим требованиям ФГОС СПО – 03. ВЫВОДЫ студенты, занимающиеся в кружке:
Выпускники специальности «Сварочное производство» Моршанского текстильного техникума востребованы: их ждут на производствах, в малом и среднем бизнесе, на строительных площадках и в автомеханических мастерских. Ни одно промышленное предприятие сферы обслуживания, машиностроения, транспорта, сельского хозяйства и даже космические технологии не могут обойтись без сварки.