Теория бухгалтерского учета
Развитие общественного производства привело к разделению хозяйственного учета на три вида учета:
Оперативный: это система наблюдения и текущего контроля за отдельными фактами или процессами с целью руководства ими в момент их совершения
Бухгалтерский: это система непрерывного взаимосвязанного отображения экономической информации с целью управления и контроля за финансовой деятельностью
Статистический: это система сбора и обобщения информации о массовых (общественных) явлениях, фактах или процессах с целью управления и контроля за ними
В международных стандартах бухгалтерский учет определяется как информационная система, которая оценивает, обрабатывает и передает финансовую информацию об определенном экономическом объекте.
Бухгалтерский учет Представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем: - сплошного; - непрерывного; - документального учета всех хозяйственных операций Особенности бухгалтерского учета
Бухгалтерский учет предмет бухгалтерского учета ограничивается рамками хозяйствующего субъекта; он служит для управления производственными коллективами, выявления результатов хозяйственной деятельности и контроля за ними ;
Бухгалтерский учет является источником данных для статистических группировок и сводок; основной измеритель - денежный. Кроме того, применяются натуральные и трудовые измерители.
Основные функции бухгалтерского учета Информационная – фиксирует фактическое состояние хозяйствующего объекта; Контрольная – обеспечивает контроль за выполнением планов, мерой труда и мерой потребления, сохранностью собственности; Управления – отражает обратную связь в хозяйственной системе и ход выполнения управленческих решений.
Бухгалтерский учет обеспечивает информацией руководство организации и всех заинтересованных лиц путём регистрации, обработки и хранения учетной записи.
В бухгалтерском учете обеспечивается: РЕГИСТРАЦИЯ ОБРАБОТКА ХРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ Цель – предоставление заинтересованным организациям и лицам данных для принятия управленческих решений
Пользователи бухгалтерской информации Внешние Внутренние.
Внешние: Имеющие прямой финансовый интерес – инвесторы, банки, поставщики и другие кредиторы; Имеющие косвенный финансовый интерес- органы, уполномоченные управлять госимуществом, налоговые, финансовые; Без финансового интереса – органы статистики, аудиторы, арбитраж.
Внутренние: Администрация, советы (директоров, акционеров); Собственники, совладельцы; Менеджеры, руководство и специалисты подразделений; Члены коллектива предприятия.
Разновидности бухгалтерского учета Финансовый учет Управленческий учет Налоговый учет
Финансовый учет Учет денежных средств и расчетов; Учет производственных запасов; Учет основных средств и нематериальных активов; Учет продукции и ее реализации; Учет экспортно-импортных операций; Учет фондов, резервов, кредитов и займов; Учет финансовых результатов и их использования; Бухгалтерская отчетность.
Управленческий учет Учет прямых затрат Учет косвенных затрат Обобщение затрат на производство
Налоговый учет это система обобщения информации для определения облагаемой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов в соответствии с порядком, предусмотренным главой 25 Налогового кодекса РФ
Подтверждением данных налогового учета являются: первичные учетные документы (включая справку бухгалтерии); аналитические регистры налогового учета (формы разрабатываются самостоятельно); расчет налоговой базы.
Состав имущества организации Внеоборотные активы (основные средства, нематериальные активы, капитальные вложения); Оборотные активы (материальные оборотные средства, денежные средства, краткосрочные финансовые вложения, средства в расчетах ).
Источники формирования имущества организации : Собственные (собственный капитал): уставный капитал, добавочный капитал, резервный капитал, целевое финансирование и поступление, нераспределенная прибыль; Заемные (создание за счет обязательств): кредиты банка, заемные средства, кредиторская задолженность, обязательства по распределению.
Элементы метода бухгалтерского учета ДокументацияИнвентаризацияОценкаКалькуляция Позволяет осуществлять сплошное и непрерывное наблюдение за объектами учета Даёт возможность выявлять факты, незафиксированны е носителями первичной информации Способствует переводу натуральных показателей в денежные Позволяет исчислять себестоимость продукции и контролировать величину производственных затрат Система счетовДвойная записьБалансОтчётность Осуществляет текущее отражение, экономическую группировку и оперативный контроль за объектами учета Отражает хозяйственные операции в системе бухгалтерского учета Даёт возможность видеть во взаимосвязи всю совокупность хозяйственных ресурсов Позволяет контролировать выполнение плана и осуществлять анализ хозяйственной деятельности
Пример взаимосвязи синтетических и аналитических счетов СИНТЕТИЧЕСКИЙ СЧЕТ «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» руб. задолженности Поставщик Завод руб. Поставщик Фабрика руб. Поставщик МП «ЭРА» руб.
Основы бухгалтерской (финансовой) отчетности Все организации обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность
БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ: Единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах её хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам
Содержание показателей бухгалтерской отчетности определяются потребностями -планирования; - экономического анализа; - налогового законодательства; - потребностями заинтересованных пользователей.
Формы бухгалтерской отчетности Промежуточная: бухгалтерский баланс (форма 1); отчет о прибылях и убытках (форма 2) – в течение 30 дней по окончании квартала. Годовая: бухгалтерский баланс (форма 1); отчет о прибылях и убытках (форма 2); приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках: отчет об изменениях капитала (форма 3), отчет о движении денежных средств (форма 4), приложение к бухгалтерскому балансу (форма 5); пояснительная записка; аудиторское заключение - в течение 90 дней по окончании года, но не ранее 60 дней.
Значение отчетности 1) по её данным подводят итоги деятельности организации; 2) служит важным источником для анализа и планирования; 3) используется для управления и оперативного руководства; 4) обеспечивает удобное и продолжительное хранение учетной информации; 5) обеспечивает заинтересованных пользователей информацией об имущественном и финансовом положении организации.
Структура бухгалтерского баланса
АктивКод строки На начало года На конец года ПассивКод строки На начал о года На конец года I. Внеоборотные активы Статьи баланса и т.д. 110III. Капитал и резервы Статьи баланса и т.д. 410 Итого по разделу I II. Оборотные активы Статьи баланса и т.д Итого по разделу III IV. Долгосрочные обязательства Статьи баланса и т.д Итого по разделу II290Итого по разделу IV V. Краткосрочные обязательства Статьи баланса и т.д Баланс (сумма строк ) 300Итого по разделу V690 Баланс (сумма строк ) 700
АКТИВНа конец отчетного периода (тыс.руб.) ПАССИВНа конец отчетного периода (тыс.руб.) Внеоборотные активы: Капитал и резервы: Основные средства 2 000Уставные капитал Итого по разделу:2 000Итого по разделу: Оборотные активы: Краткосрочные обязательства: Сырье, материалы10 000Задолженность перед персоналом организации 100 Затраты в незавершенном периоде Денежные средства на расчетном счете Итого по разделу:13 100Итого по разделу:100 БАЛАНС15 100БАЛАНС15 100
Учетная политика предприятия (УПП)
Хозяйства имеют право самостоятельно устанавливать: Форму ведения учета; Методы бухгалтерского учета; Технологию обработки бухгалтерской информации; Внутрипроизводственный учет, контроль и отчетность; Формировать учетную политику предприятия.
Требования к УПП: Полнота отражения фактов; Своевременность отражения фактов в бухгалтерском учете и отчетности; Осмотрительность при вложениях и приобретениях; Приоритет содержания перед формой; Непротиворечивость синтетического и аналитического учета; Рациональность ведения учета.
Правила, используемые при формировании УПП: Имущественная обособленность; Непрерывность деятельности; Последовательность применения УПП; Временная определённость фактов.
Способы учета, подлежащие раскрытию в УПП: Способы погашения стоимости основных средств и нематериальных активов; Способы оценки оборотных активов; Способы признания прибыли от продажи; Другие способы.
В приказе (распоряжении) о принятой учетной политике утверждается: 1.Рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями современности и полноты учета и отчетности. 2.Формы первичных учетных документов, применяемые для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности. 3.Порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств. 4.Правила документооборота и технология обработки учетной информации. 5.Порядок контроля за хозяйственными операциями. 6.Другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
Рассмотрим несколько хозяйственных операций. Используя остатки по счетам на начало периода, составим бухгалтерские проводки, запишем операции на счетах и составим оборотную ведомость и баланс.
Хозяйственные операции, отражаемые на счетах в январе Содержание хозяйственных операцийДКБаланс (тыс.руб.) 1Выданы со склада материалы: - На производство продукции - На общехозяйственные расходы Начислена зарплата: - Рабочим основного производства - Управленческим работникам Получены в кассу наличные деньги из банка200 4Выплачена ранее начисленная зарплата200 5Начислена амортизация основных средств (ЭВМ)100 6Управленческие расходы отнесены на основное производство400 7Выпущена из производства готовая продукция1400 8Списана фактическая себестоимость реализованной продукции1400 9Реализована готовая продукция (получены деньги) Зачтена выручка Начислен НДС с продажи продукции288 12Определен результат от реализации (прибыль)?