НАРУШЕНИЕ ПИСЬМА ДИСГРАФИЯ
Нарушения письма Первичные нарушения (N: слух, зрение, интеллект) Вторичные нарушения (снижение слуха, зрения, интеллекта)
Неспецифические нарушения возникают, если у ребёнка: Сильное утомление; Неустойчивое эмоциональное состояние; Снижена мотивация.
Главная причина : несостоятельность отдельных корковых зон, которые обеспечивают письмо. Выражаются в различной степени : Лёгкая Средняя Тяжёлая Специфические нарушения
Нарушения письма. Ошибки роста. Трудности в письме. Нарушения письма Ошибки роста Трудности в письме АграмматическиеошибкиДисграфическиеошибки IQ=90-96 Плохая успеваемость по всем предметам Нарушения письма м.б. преодолены IQ=120 Избирательные нарушения в письме Нарушения письма не м.б. преодолены Дизорфографические ошибки ошибки
Дисграфия - частичное стойкое нарушение письма, при котором для обозначения звука выбирается несоответствующая ему буква. Эти ошибки у ребёнка закрепляются и требуют проведения специальной коррекционной работы по их преодолению.
Фонетический принцип : Основой правописания является звуковой анализ речи. Морфологический принцип : Более сложные отношения между графемой и фонемой - каждая значимая часть слова всегда пишется одинаково, независимо от его произношения. Принципы р усского я зыка :
Дисграфические ошибки, которые связаны с несоблюдением фонетического принципа письма : замены, смешения, пропуски, вставки, перестановки букв в сильной позиции в слове. Дизорфографические ошибки – аналогичные ошибки, допущенные в слабой позиции. Две группы ошибок :
Дисграфия является синдромом Основным симптомом проявления дисграфии будут характерные ошибки в письме.
I. Замены и смешения букв Причины: Отсутствие устойчивых связей между звуком и буквой; Трудности различения звуков, которые имеют акустико- артикуляционное сходство.
1. Замены и смешения звонких и глухих согласных, включающие их мягкие пары Примеры ошибок: барабан – парапан домой – томой зима – сима жарко – шарко фартук - вартук
2. Замены и смешения твёрдых и мягких согласных, которые отражаются на письме в смешении гласных букв А О У Э Ы эти ошибки всегда Я Ё Ю Е И вертикальные Эти ошибки будут считаться дисграфическими, если при обследовании устной речи есть трудности в различении твердых и мягких звуков. Примеры: рад – ряд вял – вал
3. Смешения и замены свистящих и шипящих согласных Примеры: шар – сар собака – шобака Чаще всего у дизартриков
4. Замены и смешения аффрикатов и их компонентов Примеры: цапля – чапля птичка – птицка сабля - цабля Эти ошибки очень устойчивы
5. Замены и смешения заднеязычных согласных Примеры: прибегают – прибехают колхоз – холгоз черёмуха - черёмука
6. Замены и смешения сонорных согласных, включая их мягкие пары Примеры: красим – класим озёра – озёла
7. Замены и смешения гласных букв между собой Примеры: цветами – цветоми руки – роки клюшка – клёшка Люба - лёба Замена гласных под ударением – свойство леворуких А О У Э Ы замены Я Ё Ю Е И по горизонтали
8. Замены и смешения твёрдых и мягких согласных по способу и месту образования Примеры: собачка – хабачка – по способу дом – ном – по месту
II. Ошибки звукового анализа и синтеза Звуковой анализ – умственное действие, направленное на определение количества и порядка звуков в слове. Несформированность звукового анализа в письме будет проявляться в пропусках, вставках, перестановках букв (слогов) в слове.
1. Пропуски букв: согласных Пропуски согласных букв; гласных Пропуски гласных букв; знаков Пропуски знаков. Гласные буквы страдают чаще (контролируются правым полушарием).
2. Вставки букв: Согласные; Согласные; Гласные; Гласные; Знаки. Знаки. Чаще всего вставляются гласные в стечении согласных. Могут вставляться и согласные буквы: бутоны – будтоны.
3. Перестановки: Хаотичные: золотые – лозотые ; Реверсивные (зеркальные): чу | дес | ные – чу | сед | ные ; Могут быть полные перестановки (полная реверсия): в уме – « в ему »; ежу – « уже ».
4. Антиципации букв на письме Согласных: Их звонкие голоса – из звонкие голоса. Гласных: плывут – плувут
III. Моторные ошибки письма 1.Ошибки двигательного запуска 1. Ошибки двигательного запуска Оптические ошибки ( ошибки детей с нарушениями зрения )
2. Графический поиск при написании букв
3. Лишние элементы
4. Недописывание элементов
5. Персеверация – полный повтор предыдущей буквы(слога) Согласных;Гласных;Слогов.
IV. Оптико-моторные ошибки 1. Смешение оптически сходных букв
2. Неточность передачи графического образа
3. Неадекватность графического образа букв
1. Зеркальное написание букв V. Зрительно-пространственные ошибки 1. Зеркальное написание букв
2. Неудержание строки во время письма
3. Резкое колебание букв по в ы с о т е 4. Колебание наклона букв
5. Отсутствие слитности н а п и с а н и я б у к в 6. Несоизмеримость элементов в одной букве
7. Левостороннее игнорирование пространства 8. Избегание переносов на строке 9. Наличие макро - и микрографии
1. Артикуляторно - акустическая В основе лежит неправильное отражение устной речи на письме 2. Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания близких по звучанию и воспроизведению звуков
3. Дисграфия, возникающая на основе нарушения языкового анализа и синтеза (пропуски, вставки, перестановки) 4. Аграмматическая дисграфия, связанная с несформированностью грамматического строя речи
5. Оптическая дисграфия Только при вторичных нарушениях: зрительно-гностические, зрительно-пространственные. о – е
Конец