Почему возникают ошибки и как снизить их количество? Масленникова Мелания 3 «Б» класс ГБОУ СОШ 172 Грант Префекта ЦАО для школьников Номинация «Будь здоров!» Март 2012 г.
Идея исследования Мы хотим разобраться, почему успевающие ученики, которые помнят алгоритмы и правила, необходимые для выполнения задачи, высоко- мотивированы, не испытывают затруднений с синтезом и анализом, тем не менее ошибаются в выполнении заданий. 2
Три задачи исследования 1. Теоретически исследовать причины возникновения ошибок у учеников третьего класса начальной школы. 2. Найти способ снижения количества ошибок и сформулировать гипотезу практической части исследования. 3. Практически доказать действенность выбранного нами способа для третьеклассников. 3
Причины низкой успеваемости 1. Психологические (недостатки в познавательной сфере и в потребностно-мотивационной сфере) 2. Непсихологические (семейно-бытовые условия, педагогическая запущенность) 3. Астенические состояния при первично сохранных психологических функциях 4 Часто хорошо успевающие ученики переутомляются
Режим дня младшего школьника 1. После последнего урока и выполнением домашней работы перерыв 2,5 часа 2. Ночной сон – 10 часов 3. На выполнение домашней работы 1,5 - 2 часа 4. Каждые 45 минут перерыв 10 минут 5 От соблюдения режима дня зависит работоспособность!!! Трудно совмещать такой режим с дополнительными занятиями
Внимание: виды и свойства 1. Произвольное 2. Непроизвольное 3. Послепроизвольное 6 Устойчивость Сосредоточенность Объём Переключение Распределение рассеянность
Причины ошибок Ошибки преимущественно обусловлены фактом утомления из-за монотонности умственной нагрузки. Внимание истощается, работоспособность снижается, возникают ошибки: пропуски букв, окончаний слов, замена знаков при решении примеров – ученик отвлекается. 7
Компенсаторные методы Мы нашли и проверили компенсаторные методы, благодаря которым можно быстро восстановить работоспособность. Наклоны головы. Руки к плечам – вращения. Махи руками. Повороты туловища. Наклоны туловища. Сильно зажмуриться. «Повращать» глазами. «Мы писали, мы писали…». Восстановление дыхания. Шея и плечи Поясница Глаза Кисти рук Дыхание и сердцебиение 8
Мы провели эксперимент, в ходе которого ученики третьего класса выполняли тесты на оценку внимания: 1. в одном случае сразу после урока, 2. в другом случае - после 15-ти минутного перерыва (просто перемена) 3. в третьем случае после 3-5-ти минутной физической разминки (два варианта: активная разминка и оптимальная). Исследование практическое 9
Оценка внимания 1. Таблицы Шульте для 3 «А» (15 человек) 2. Корректурная проба для 3 «Б» (15 человек) 3. Счёт по Крепелину для 3 «Б» (15 человек) Каждый тест (его вариант) ученики выполняли по три раза в различных условиях, я считала количество правильных решений и количество ошибок и подсчитывала среднее арифметическое значение. 10
Основные результаты КОРРЕКТУРНАЯ ПРОБА физминутка активная физминутка оптимальнаяперемена обычнаяконец урока + пропуск + пропуски + + всего сред. 19,2 5,524,7 2,8 23,4 6,1 11,3 4,5 СЧЁТ ПО КРЕПЕЛИНУ физминутка активная физминутка оптимальная перемена обычная первая попытка перемена обычная вторая попытка конец урока + ошибки всего сред. 34,9 0,239,6 0,3 35,0 0,3 28,3 0,5 30,4 0,4 физминуткаперемена обычнаяконец урока ШУЛЬТЕ ТАБЛИЦЫ общ.сред. общ. сред. общ. сред , , ,1 11
Выводы 1. Ошибки возникают из-за невнимания, которое возникает из-за утомления. 2. Физкультразминка (компенсаторные методы) помогает быстро восстановить работоспособность и внимание. 3. Оптимальная разминка более эффективна, чем слишком активная. 12
Вопросы: ? 13 1.Причины неуспеваемости. 2.Рекомендации по режиму дня для младших школьников. 3.Виды внимания. 4.Чем отличается оптимальная физ. разминка от активной. 5.Причины ошибок каких школьников мы искали в исследовании?
1.Что я решала, когда возникла идея исследования. 2.Научное предположение. 3.Состояние, при котором страдают все свойства внимания. 4.«…» состояния (причина неуспеваемости). Кроссворд Их знают и умеют применять успевающие школьники. 6.Вид внимания, который страдает при утомлении в первую очередь. 7.Физ. разминка без глубоких наклонов, приседаний и других упражнений, сбивающих дыхание. 8.Какие упражнения я выполнила между первым и вторым столбиками примеров. 9.Методы, позволяющие снять перенапряжение.
1.Что я решала, когда возникла идея исследования. 2.Научное предположение. 3.Состояние, при котором страдают все свойства внимания. 4.«…» состояния (причина неуспеваемости). Кроссворд Их знают и умеют применять успевающие школьники. 6.Вид внимания, который страдает при утомлении в первую очередь. 7.Физ. разминка без глубоких наклонов, приседаний и других упражнений, сбивающих дыхание. 8.Какие упражнения я выполнила между первым и вторым столбиками примеров. 9.Методы, позволяющие снять перенапряжение.
1.Что я решала, когда возникла идея исследования. 2.Научное предположение. 3.Состояние, при котором страдают все свойства внимания. 4.«…» состояния (причина неуспеваемости). Кроссворд Их знают и умеют применять успевающие школьники. 6.Вид внимания, который страдает при утомлении в первую очередь. 7.Физ. разминка без глубоких наклонов, приседаний и других упражнений, сбивающих дыхание. 8.Какие упражнения я выполнила между первым и вторым столбиками примеров. 9.Методы, позволяющие снять перенапряжение.
1.Что я решала, когда возникла идея исследования. 2.Научное предположение. 3.Состояние, при котором страдают все свойства внимания. 4.«…» состояния (причина неуспеваемости). Кроссворд Их знают и умеют применять успевающие школьники. 6.Вид внимания, который страдает при утомлении в первую очередь. 7.Физ. разминка без глубоких наклонов, приседаний и других упражнений, сбивающих дыхание. 8.Какие упражнения я выполнила между первым и вторым столбиками примеров. 9.Методы, позволяющие снять перенапряжение.
Ответы и о р п з л о в ь е о н п отеаигп лавиап лимаьптаня ымрри з и ф ч к с е и е п м о к е а с т н р о е ы р сеянасоть итенчасск е