Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Березовский детский сад 4» «Формирование произвольного поведения у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности» Пирожкова Елена Сергеевна, воспитатель, I квалификационная категория С. Березовка, 2012 г.
«Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра зажигающая огонек пытливости и любознательности». В.А. Сухомлинский
Сюжетно-ролевая игра «Детский сад»
Причины нарушений Непонимание взрослыми важности игры. Непонимание взрослыми важности игры. Отсутствие безопасного пространства для игры. Отсутствие безопасного пространства для игры. Отсутствие соответствующей предметной среды, поддерживающей игру. Отсутствие соответствующей предметной среды, поддерживающей игру. Давление образовательных задач и приоритет обучающих действий. Давление образовательных задач и приоритет обучающих действий. Полное отсутствие игры в школе. Полное отсутствие игры в школе. Жестокое программирование свободного времени детей. Жестокое программирование свободного времени детей.
Перед педагогами возникает ряд вопросов Как обеспечить достаточное время для игры в течение дня? Как обеспечить достаточное время для игры в течение дня? Как создать условия для оптимизации игровой активности дошкольников? Как создать условия для оптимизации игровой активности дошкольников? Как поддержать игру, а не управлять действиями детей? Как поддержать игру, а не управлять действиями детей?
Формирование эмоционального контакта Театр воспитателя «Угощу я дочку чаем…» Секреты чудесного мешочка
Интеграция детской деятельности труд и игра труд и игра учебная деятельность и игра учебная деятельность и игра бытовая деятельность и игра. бытовая деятельность и игра.
Авторы игровых технологий: Л.А. Венгер Л.А. Венгер Н.Я. Михайленко Н.Я. Михайленко К.С. Егоркина К.С. Егоркина Е.В. Зворыгина Е.В. Зворыгина Н.Ф. Комарова Н.Ф. Комарова Н.А. Короткова Н.А. Короткова
Н.Я. Михайленко и Н.А. Короткова) Концепция поэтапного формирования игры (Н.Я. Михайленко и Н.А. Короткова) Взрослый играет вместе с ребенком. Взрослый играет вместе с ребенком. Введение в игру с правилами, формируя социальные качества. Введение в игру с правилами, формируя социальные качества.
Игры с правилами (Ж.Пиаже) - правило игры не осознается ребенком, но выполняется для достижения субъективного чувства удовольствия; - правило игры не осознается ребенком, но выполняется для достижения субъективного чувства удовольствия; - правило игры представляет для играющего ребенка закон, оно диктуется взрослыми или старшими детьми и из уважения к ним соблюдается ребенком; - правило игры представляет для играющего ребенка закон, оно диктуется взрослыми или старшими детьми и из уважения к ним соблюдается ребенком; - правило игры формулируется самими детьми и поэтому соблюдается, но при этом может быть изменено при условии общего согласия играющих детей. - правило игры формулируется самими детьми и поэтому соблюдается, но при этом может быть изменено при условии общего согласия играющих детей.
Взаимодействие с партнером - сверстником
Развитие психических процессов восприятие; восприятие; внимание; внимание; память; память; мышление; мышление; творческие способности. творческие способности.
Комплексное использование игровых технологий Учится радоваться успеху сверстника Учится радоваться успеху сверстника Спокойно переносит свои неудачи Спокойно переносит свои неудачи Регулирует свое поведение Регулирует свое поведение Организовывает подгрупповые и групповые формы сотрудничества Организовывает подгрупповые и групповые формы сотрудничества
Дидактическая игра Умственные задачиУмственные задачи Произвольность внимания (важный фактор успешного обучения).Произвольность внимания (важный фактор успешного обучения). Дидактическая задача произвольность произвольность поведения поведения становление учебной деятельности. становление учебной деятельности. Направленность дидактической игры
Н равственно – волевая подготовка Качества Самостоятельность Организованность Дисциплинированность Настойчивость
Воспитание нравственно – волевых качеств «Ванюша, теперь твой ход» «Когда же выпадет моя карта?»
прописали задачи к играм с усложнением по кварталам; прописали задачи к играм с усложнением по кварталам; разработали игровые, организационные и дисциплинарные правила, разработали игровые, организационные и дисциплинарные правила, продумали вариативность игр и их интеграцию с образовательными областями. продумали вариативность игр и их интеграцию с образовательными областями. Вывод: социально – личностное направление недостаточно отражено дидактическими играми. Анализ игровой среды
Мир развивающих игр Настольно-печатная игра «Зоопарк» Полочка дидактических игр
Подготовка к игре обогащение знаниями по содержанию игры, знакомство с атрибутами игры и с правилами. обогащение знаниями по содержанию игры, знакомство с атрибутами игры и с правилами.
Знакомство с новой игрой «Коробка, коробка, откройся!» Рассматривание игрового поля
Первый этап руководства игрой Развивается социальная активность ребенка. Развивается социальная активность ребенка. Формируются интегративные качества личности: Формируются интегративные качества личности: - любознательность, - активность, - эмоциональная отзывчивость, - средства общения.
В торой этап руководства игрой решение игровых задач, понимание правил и действий игры, объективная оценка поведения детей в игре, самостоятельное объединение в игру по интересам.
Третий этап творческого преобразования игры Самостоятельное придумывание новых правил и вариантов игры; Проявление творчества, инициативы; Реализация игровых замыслов.
Ролевое поведение в игре «Будущие архитекторы»
В ыполнение правил: организованность, организованность, дисциплинированность, дисциплинированность, дружелюбие, дружелюбие, уважение товарищей по игре, старших. уважение товарищей по игре, старших. В совместных играх с правилами: социальные представления, социальные представления, справедливость, справедливость, адекватная самооценка. адекватная самооценка.
Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит в игре. Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит в игре. А. С. Макаренко. А. С. Макаренко.