Культура - образ жизни, обычаи, традиции и верования, духовное и материальное богатство народов мира.
ФГОС: «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» Духовно-нравственное развитие личности Духовно-нравственное развитие личности осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество.
« Ценностно-смысловая сфера личности, основанная на традиционных моральных нормах и нравственных идеалах отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом»; «Система базовых национальных ценностей, носителями которых являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество».
Отделенность религиозных организаций от государства Конституция РФ, ст. 14: «2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом».
Свобода совести
7 Национальная доктрина образования в РФ Основные цели и задачи образования Система образования призвана обеспечить: и сторическую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью ; формирование у детей целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развития культуры межэтнических отношений
8 П Дискуссии вокруг вопроса о преподавании в школах дисциплин, которые направлены на духовно-нравственное просвещение подрастающего поколения идут в нашем обществе давно и, безусловно, не только требуют самого пристального внимания, но и уже окончательного реагирования на эти дискуссии со стороны государства. «Я принял решение поддержать идею преподавания в школах России основ религиозной культуры и светской этики». Д.А.Медведев
10 Ученики и их родители должны будут самостоятельно выбрать предмет обучения. Выбор учеников и их родителей должен быть абсолютно добровольным – это важнейшее дело. Любое принуждение по этому вопросу не только носит незаконный характер, но и будет абсолютно контрпродуктивным. Из речи Президента РФ 21 июля 2009 г.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 октября 2009 г. N 1578-р:
" Это абсолютно светский курс, который будут вести обычные учителя. Ребята смогут узнать об истории и культуре основных религий, ценностях светской этики", - отметил Министр образования и науки РФ А.Фурсенко "Задача, которая стоит перед данным курсом, заключается в формировании общества, основанного на согласии и понимании." " Все мы разные, но мы живём в одной стране и должны учиться уважать ценности представителей всех культур".
Основные принципы концепции курса Светский характер. Светский характер. Свобода и добровольность выбора модуля. Свобода и добровольность выбора модуля. Культурологический подход. Культурологический подход. Преобладание воспитательного аспекта. Преобладание воспитательного аспекта. Диалогический характер преподавания. Диалогический характер преподавания. Активные и интерактивные формы преподавания. Активные и интерактивные формы преподавания. Необходимость и возможность сотрудничества с родителями. Необходимость и возможность сотрудничества с родителями. Особая ответственность учителя, тактичность, доброжелательность. Особая ответственность учителя, тактичность, доброжелательность. 14
15 Религия как часть мировой культуры. Изучение исторических и культурных основ религий в системе образования должно формировать у обучающихся Представление о религии как о важнейшей составляющей мировой культуры, являться основой воспитания межнациональной, межконфессиональной толерантности, способствовать осознанному выбору мировоззрения. Культурологический подход
16 1. Курс «Основы религиозных культур и светской этики» включает 6 составляющих (модулей): основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики 2. Курс рассчитан на 34 часа. 3. Курс объединяют единые цели и задачи, что позволяет разработать единую методическую основу. Основные характеристики структуры курса
В результате освоения данного курса школьниками должны быть усвоены следующие смыслы: -каждая культура имеет собственный контекст и свою логику; -ни одна культура не может быть лучше другой; - каждая культура обладает значимым для развития человечества ценностным содержанием.
18 Задача сохранения и развития практики духовно-нравственного воспитания в процессе преподавания учебных курсов духовно- нравственного содержания востребована обществом, она имеет большую социальную значимость, убедительные воспитательные результаты, поэтому, безусловно, должна и дальше развиваться и совершенствоваться.
Мудрости и терпения в нашей совместной работе!