Сидорова Наталья Николаевна Начальник отдела ФБУ «Учебно-методический центр»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Об итогах реализации Программы развития движения школьных лесничеств на г. и планах на годы Директор ФБУ «Учебно-методический центр»
Advertisements

Специалистами Центра методического обеспечения школьных лесничеств создана общероссийская база данных школьных лесничеств и их руководителей для осуществления.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования - основа «Нашей новой школы» часть 4 Введение стандарта С.Н.Махновец, февраль-март.
Школьные лесничества Доклад главного лесничего Гомельского ГПЛХО Василенко Александра Петровича Создание лесничества: шаг за шагом. Нормативно-правовое.
Динамика количества школьных лесничеств и членов школьных лесничеств в Московской области.
ФЦПРО Проект «Разработка нормативной правовой и методической базы, обеспечивающей переход в субъектах Российской Федерации.
Организация введения ФГОС ООО в общеобразовательных учреждениях Красноярского края.
Нормативно-правовое обеспечение введения и реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования май 2012 года.
О РЕАЛИЗАЦИИ П РОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ДВИЖЕНИЯ ШКОЛЬНЫХ ЛЕСНИЧЕСТВ НА ГОДЫ Директор ФБУ «Учебно-методический центр» Берснева Л.А.
ПОЛОЖЕНИЕ О ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЕ ШКОЛЬНИКОВ Утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «2 декабря 2009 г. N 695.
Представление концепции обеспечения координационной деятельности в сфере образования в части третьего этапа сопровождения курса «Основы религиозных культур.
ПОДЪЕМ 7.00 ч. ОТВЕТ ШКОЛЬНОЕ ЛЕСНИЧЕСТВО «РОСТОК» КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ ТУАПСИНСКИЙ РАЙОН СЕЛО МЕССАЖАЙ МБОУ ООШ 22.
П/пМероприятияСрокиПредполагаемые результатыОтветственные.
КОМПЛЕКСНЫЙ ПРОЕКТ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ Направление 5. РАСШИРЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО УЧАСТИЯ В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАНИЕМ.
Задачи организации введения ФГОС дошкольного образования Сентябрь 2013.
План мероприятий введения (ФГОС НОО) 1. Создание нормативного обеспечения введения ФГОС НОО. Наименование мероприятияОжидаемые результаты 1. Решение органа.
1 Введение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: актуальные вопросы введения Апрель 2011 г. Молчанова.
Нормативно - правовое и организационное обеспечение введения ФГОС НОО.
Управленческий практикум «Создание в школе условий для перехода на ФГОС начального общего образования» МОУ «Гляденская средняя общеобразовательная школа»
«Управление процессом введения ФГОС ДО в дошкольном учреждении в рамках реализации управленческого проекта»
Транксрипт:

Сидорова Наталья Николаевна Начальник отдела ФБУ «Учебно-методический центр»

Приказом Федерального Агентства лесного хозяйства от 16 апреля 2012 года 145 утверждена федеральная Программа развития движения школьных лесничеств. Основные цели Программы: нормативно-правовое регулирование движения школьных лесничеств; координация деятельности школьных лесничеств; учебно–методическое обеспечение деятельности школьных лесничеств; информационная поддержка движения школьных лесничеств; развитие форм и методов работы школьных лесничеств, качественное преобразование их деятельности; создание системы повышения квалификации руководителей школьных лесничеств; пропаганда школьных лесничеств, как формы воспитания подрастающего поколения, средства ранней профессиональной ориентации школьников.

В рамках реализации Программы развития движения школьных лесничеств на базе ФБУ «Учебно – методический центр» был создан Центр методического обеспечения деятельности школьных лесничеств, работа которого направлена на учебно– методическое сопровождение деятельности школьных лесничеств в субъектах РФ.

Специалистами Центра был проведен анализ существующей нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность детских общественных природоохранных объединений. Были определены критерии отнесения их к школьным лесничествам. Подготовлен ряд материалов по организации деятельности школьных лесничеств в субъектах РФ.

КритерииПоказатели Организационное обеспечение деятельности Нормативно-правовое обеспечение деятельности школьных лесничеств Наличие договора между образовательным учреждением, организацией лесного хозяйства (хозяйствующей в лесном фонде структурой), природоохранным учреждением (заповедником, национальным парком и др.) об организации школьного лесничества; Наличие документов, регламентирующих его деятельность (устав, положение, планы, приказы и др.) Привлечение специалистов лесного хозяйства, работающих с учащимися в качестве руководителей (или наставников) Наличие специалистов лесного хозяйства в качестве руководителей или консультантов, работающих с участниками детского объединения по утвержденному плану Материально-техническое обеспечение деятельности Учебно-производственная базаНаличие учебно-производственной базы Помещение (кабинет) для работы школьного лесничества Наличие оформленного кабинета для работы школьного лесничества Техническое оснащениеНаличие инвентаря и оборудования для ведения лесохозяйственных работ Программно-методическое обеспечение деятельности Образовательная деятельностьРеализуемые образовательные программы дополнительного образования детей по лесохозяйственному профилю Различные виды методической продукцииНаличие методических разработок, рекомендаций, учебных пособий (в том числе регламент ШЛ, проект освоения лесов), бюллетеней и др., обеспечивающее образовательный процесс Критерии отнесения детских природоохранных объединений к школьным лесничествам

Практическая лесохозяйственная деятельность В том числе: - сбор семян древесных и кустарниковых пород Выполнение работ по сбору семян древесных и кустарниковых пород - выращивание посадочного материала на различных этапах Выполнение работ по выращиванию посадочного материала в питомниках, на учебно-опытных участках - участие в посадке леса и уходе за нимВыполнение работ по посадке лесных культур ; озеленение населенных пунктов, берегов рек, оврагов, придорожных полос и уход за посадками - участие в работах по уходу за лесными культурами и естественными молодняками Выполнение работ по уходу за лесными культурами и естественными молодняками - защита лесаВыполнение работ по обнаружению очагов вредителей леса, ведение мониторинга состояния лесных насаждений и проведение мероприятий по их защите Просветительская и природоохранная деятельность Лесоохранная агитация и пропагандаПроведение мероприятий по лесоохранной агитации и пропаганде: беседы, распространение листовок, изготовление и установка аншлагов лесоохранного назначения, выступления агитбригад, подготовка тематических мероприятий для СМИ) Природоохранные мероприятияУчастие в природоохранных акциях: день древонасаждений, день птиц, день земли, марш парков и др. Опытническая и исследовательская деятельность Организация опытно-исследовательской деятельности Выполнение опытно-исследовательских работ по лесохозяйственной тематике Участие в муниципальных, региональных и федеральных лесных конкурсах и других мероприятиях эколого-биологической направленности Участие в муниципальных, региональных и федеральных лесных конкурсах и других мероприятиях эколого-биологической направленности за последние 3 года

Сборники методических материалов, разработанные в ФБУ «Учебно-методический центр» в рамках реализации Программы - Сборник рекомендаций по организации деятельности школьного лесничества - Методические рекомендации «В помощь начинающему руководителю школьного лесничества» - Примерная образовательная программа школьного лесничества - Опытно – исследовательская деятельность школьных лесничеств

В помощь начинающему руководителю школьного лесничества 1. Рекомендации руководителю образовательного учреждения, на базе которого создается школьное лесничество; 2. Рекомендации руководителю школьного лесничества – педагогу образовательного учреждения; 3. Рекомендации руководителю школьного лесничества – специалисту лесохозяйственной организации; 4. Рекомендации руководителям школьного лесничества – педагогу образовательного учреждения и специалисту лесохозяйственной организации; 5. Перечень документов, регламентирующих деятельность школьного лесничества; 6. Примерное положение о школьном лесничестве; 7. Примерный устав школьного лесничества; 8. Примерный договор о сотрудничестве государственного (муниципального) образовательного учреждения и лесохозяйственной организации органа государственной власти субъекта РФ, уполномоченного в области лесных отношений, по организации деятельности школьного лесничества; 9. Примерный план работы школьного лесничества; 10. Кабинет школьного лесничества; 11. Примерная форма «Отчет о работе школьного лесничества»; 12. Перечень средних специальных учебных заведений, реализующих специальность «Лесное и лесопарковое хозяйство» и высших учебных заведений, реализующих специальность «Лесное дело» в субъектах Российской Федерации.

Примерная образовательная программа школьного лесничества Примерная образовательная программа школьного лесничества рассчитана на 2 года (68 часов) и предназначена для членов школьных лесничеств как дополнительное образование во внеурочное время или в часы, отведенные для трудового обучения, согласно действующему учебному плану образовательного учреждения на учебный год.

Опытно – исследовательская деятельность школьных лесничеств 1. Опытно – исследовательская деятельность членов школьного лесничества; 2. Рекомендации по оформлению опытно – исследовательской работы для представления на конкурс; 3. Рекомендуемые темы для проведения опытно – исследовательской работы; 4. Примеры опытно-исследовательских работ.

В настоящее время специалистами Центра методического обеспечения школьных лесничеств создана Общероссийская база данных школьных лесничеств и их руководителей для осуществления адресной поддержки по всем направлениям, реализуемым в Программе Рослесхоза. По данным, присланным из федеральных округов, в Российской Федерации на сегодняшний день насчитывается более 1149, в них работают более тыс. членов школьных лесничеств.

В Московской области действует 53 школьных лесничества (916 чл.). 88 % школьных лесничеств образованы в общеобразовательных организациях, 8 % - в гимназиях и лицеях и 4 % в центрах дополнительного образования для детей и юношества.

Школьные лесничества организованы приказами руководителей образовательных организаций, как форма внеклассной работы с обучающимися. Деятельность школьных лесничеств регламентируется нормативно – правовой документацией. Большинство школьных лесничеств действуют на основании договоров о сотрудничестве образовательных организаций и организаций лесного хозяйства органов государственной власти субъектов РФ, уполномоченных в области лесных отношений.

Школьные лесничества руководствуются в работе Положениями о школьном лесничестве, Уставами, имеют избранные органы управления, работа которых строится на принципах самоуправления их членов при непосредственном участии наставников – руководителей из числа педагогов образовательных организаций и специалистов лесохозяйственных организаций органов государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в области лесных отношений.

Однако, далеко не каждое школьное лесничеств отвечает предъявляемым к нему требованиям, в соответствии с разработанными критериями. Например,(по поданным мониторинга школьных лесничеств действующих в РФ, проведенного в2012 году) есть регионы, в которых более 50% не имеют договоров о совместной деятельности образовательных и лесохозяйственных организаций.

В планах отдельных школьных лесничеств, по данным их анкет и материалам мониторинга, не предполагается освоение образовательных программ лесохозяйственного профиля, проведение опытно – исследовательской, пропагандистской работы. Школьные лесничества практически не участвуют лесоохранных, лесовосстановительных мероприятиях. Основную работу проводят, не выходя в лес: благоустраивают территории населенных пунктов, работают на пришкольных участках образовательных организаций, но, тем не менее, они являются активными участниками различных лесных конкурсов.

Реализуя программу Рослесхоза Центр методического обеспечения деятельности школьных лесничеств мае - июне 2013 года принял активное в организации и проведении Всероссийского заочного смотра - конкурса школьных лесничеств «Лучшее школьное лесничество».

На конкурс поступило 307 заявок из 231 школьного лесничества 59 субъектов Российской Федерации всех федеральных округов. Заявки распределились по четырем номинациям следующем образом: Организация деятельности школьного лесничества –137 заявок; Просветительская деятельность – 62 заявки; Охрана и защита леса – 49 заявок; Лесовосстановление – 59 заявок. А 76 школьных лесничеств заявили об участии в конкурсе в двух и более номинациях.

По итогам смотра - конкурса были определены 4 победителя, 11 призёров и 30 дипломантов, 126 школьных лесничеств получили сертификаты участников смотра – конкурса.

Московская область Дипломантом Всероссийского заочного смотра - конкурса школьных лесничеств «Лучшее школьное лесничество» стало «Высоковское школьное лесничество» МОУ Высоковская СОШ 4 Клинского района. Сертификатами участника смотра – конкурса отмечены школьные лесничества : «Живая планета» «Востряковская СОШ 3» г. Домодедово «Дубки» МБОУ «СОШ с. Кривандино» Шатурского района «ЮДЛ-Юные друзья леса» «Икшинская СОШ» Дмитровского района «Лесовичок» «Белоомутская ООШ 2» Луховицкого района «Друг природы» «Данковская СОШ» Серпуховского района

Некоторые уроки Всероссийского заочного смотра- конкурса школьных лесничеств «Лучшее школьное лесничество» /Что мы увидели и чего не смогли увидеть в материалах, поступивших на конкурс/

В номинации «Организация школьного лесничества» представлялись программы развития деятельности школьных лесничеств, однако представленные программы школьных лесничеств, это в основном программы по экологическому обучению и воспитанию, в которых, одним из незначительных штрихов в деятельности, является развитие школьного лесничества. В большинстве программ не были указаны их авторы. Образовательные программы по организации лесохозяйственной учебы в школьном лесничестве не имели календарно – тематического плана проведения теоретических занятий с членами школьных лесничеств.

Много места в материалах занимала информация об участии в различных конкурсах. В ряде представленных материалов данных информаций было больше, чем материалов о практических, опытно – исследовательских работах, просветительской деятельности, пропаганде защиты и охраны лесов. Опытно – исследовательской работе или совсем не было уделено внимания или были представлены отдельные работы членов школьного лесничества, которые уже принимали участие в других конкурсах. Однако, как организуется опытно – исследовательское направление, кто курирует работу из преподавателей организаций СПО и ВПО, сколько проводится работ в течение календарного года, какие трудности в работе руководителя-всё это в осталось за чертой представленных материалов.

При подведении итогов Всероссийского заочного смотра- конкурса школьных лесничеств «Лучшее школьное лесничество», в первую очередь отмечались те школьные лесничества, где основным видом деятельности является работа с лесом, где практическая помощь организациям лесного хозяйства не только способствует расширению знаний членов школьного лесничества о лесе, но и ориентирует их на продолжение обучения в образовательных организациях лесного профиля.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!