Каждый учитель, планируя урок, задумывается… а) как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение; б) какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке; в) какие методы и средства обучения выбрать; г) как организовать собственную деятельность и деятельность учеников. д) как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.
Деятельност ь ЦельСредстваПроцессРезультат
Классификация уроков Традиционное обучение: *комбинированный урок *урок новых знаний *урок обобщения и систематизации изученного *урок закрепления умений и навыков *урок проверки знаний Развивающее обучение: *урок постановки учебной задачи *урок решения учебной задачи *урок моделирования *урок решения частных задач *урок контроля и оценки
Варианты этапов уроков Вариант 1. Этапы урока: 1) Проверка усвоения предыдущей темы; 2)Изучение нового материала; 3) Итог урока. Вариант 2. Этапы урока: 1). Организационный момент; 2) Актуализация знаний; 3) Проверка домашнего задания Постановка цели. 4) Изучение нового материала; 5) Закрепление изученного материала; 6) Итог урока. Вариант 3. Этапы урока: 1) Организационный момент; 2) Проверка домашнего задания; 3) Постановка проблемы и объявление темы урока, изучение нового материала; 4) Итог урока. Вариант 4. Этапы урока: 1) Наблюдаю мир; 2) Стадия вызова; 3) Стадия осмысления; 4). Рефлексия
четыре группы уроков в зависимости от целепологания: уроки «открытия» нового знания; уроки рефлексии; уроки общеметодологической направленности; уроки развивающего контроля.
1. Урок «открытия» нового знания. Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия. Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
компоненты овладения знаниями а) восприятие информации; б) анализ полученной информации (выявление характерных признаков, сравнение, осознание, трансформация знаний, преобразование информации); в) запоминание (создание образа); г) самооценка.
2. Урок рефлексии. Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.). Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.
3. Урок общеметодологической направленности. Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов. Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.
4. Урок развивающего контроля Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции. Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
4. Урок развивающего контроля Теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает: предъявление контролируемого варианта; наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии; сопоставление проверяемого варианта с эталоном по оговоренному механизму; оценку результата сопоставления в соответствии с заранее обоснованным критерием.
4. Урок развивающего контроля организация деятельности ученика в соответствии со следующей структурой: написание учащимися варианта контрольной работы; сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы; оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.
Тип урока определяет формирование того или иного учебного действия в структуре учебной деятельности. Урок постановки учебной задачи. Урок решения учебной задачи. Урок моделирования и преобразования модели. Урок решения частных задач с применением открытого способа. Урок контроля и оценки.
Этапы урока - Подведение учеников к цели урока (цель) - Освоение нового материала (процесс, средства, результат) - Применение освоенного материала в практической деятельности (формирование умений по использованию полученного результата) - Оценивание полученных достижений
Структура урока 1. Самоопределение к деятельности Цель: включение учащихся в деятельность на личностном уровне. Приемы работы: - Учитель в начале урока высказывает добрые пожелания ученикам, предлагает пожелать друг другу удачи; - - учитель предлагает подумать, что пригодится на уроке для успешной работы, ученики высказываются; - Самопроверка дом задания по образцу.
Структура урока 2. Актуализация знаний Повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика. Возникновение проблемной ситуации.
Структура урока 3. Постановка учебной задачи. Цель: обсуждение затруднений, проговаривание цели урока в виде вопроса, на который надо ответить. Метод постановки учебной задачи - диалог
Структура урока 4. Открытие нового знания Цель: решение учебной задачи и обсуждение проекта ее решения. Способ: диалог, парная или групповая работа
Структура урока 5. Первичное закрепление Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала Способы: фронтальная работа, работа в парах Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий
Структура урока 6 Самостоятельная работа с проверкой по эталону Цель: каждый должен сделать вывод о том, что он умеет Небольшая самостоятельная работа выполняется письменно. Метод: самоконтроль, самооценка
Структура урока 7 Включение нового материала в систему знаний и повторение Сначала предложить из набора заданий и выбрать те, что содержат новый материал. Затем выполняются задания, в которых новое используется вместе с изученным ранее
Структура урока 8 Рефлексия деятельности (итог урока) Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, оценка деятельности своей и класса
Этапы учебно – исследовательской деятельности - Постановка проблемы - Выдвижение гипотез - Выбор способа проверки гипотезы - Действия, направленные на проверку гипотезы - Подготовка полученных результатов к анализу - Анализ, обобщение результатов - Вывод (подтверждение или опровержение гипотезы)
Оценка образовательных достижений - Личностные результаты выпускников начальной школы не подлежат итоговой оценке. - В повседневном образовательном процессе оценка личностных результатов не только возможна, но и необходима
Оценка метапредметных результатов - Способность принимать и сохранять учебную цель; - Умение осуществлять информационный поиск; - Умение взаимодействовать с партнером; - Умение учитывать и координировать различные мнения и позиции в сотрудничестве
Оценка предметных результатов Объектом оценки являются не просто знания, сколько действия, выполняемые учащимися с предметным содержанием (способность использовать знания при решении учебно – познавательных и учебно – практических задач). Оценивается динамика образовательных достижений!
Кем оценивается? Оценку определяют учитель и ученик сообща!