Буддизм возник в северо-восточной части Индии, в предгорьях Гималаев в 6 веке до н.э.
Предпосылки: 1. Слабая позиция ведической религии и связанной с ней варновой (сословной) системы 2. Процесс государственного строительства, предполагавший возвышение варны кшатриев.
Кризис ведической религии жертвоприношений и ритуалов. Появление новых неортодоксальных аскетических движений так называемых шраманов, аскетов, подвижников, странствующих философов, отвергших авторитет брахманов и священных Вед и поставивших своей целью самостоятельный поиск истины через занятия философией и йогой.
Родился в северо-восточном царстве племени Шакья. Род Готама. Столица Капилавасту. Пробуждение в Бодхгае под деревом Бодхи. Первая проповедь в Сарнатхе, оленей роще - Проповедь о Повороте Колеса Учения.
Появилось почитание Трех драгоценностей Буддизма (Триратна): - Будда - Дхарма (закон, учение) - Сангха (община)
Будда проповедовал около 45 лет. В возрасте 80 лет погрузился в созерцание в позе льва. Достиг нирваны. Его тело кремировали и в пепле нашли шарики – шарира (остатки тела - реликвии)
По преданию после нирваны Будды произошел Первый буддийский «собор», на котором была принята Трипитака – буддийский канон.
Существует три версии Трипитаки 1. Палийский канон (Типитака) – наиболее полный, составленный монахами тхеравады на Шри – Ланке около 80 г. до н.э. 2. Китайская Трипитака (авторитетна для буддистов Китая, Кореи, Японии и Вьетнама) 3. Тибетская Трипитака (для народов Тибета, Монголии и российских буддистов Бурятии, Калмыкии и Тувы)
Трипитака (Три корзины): 1. Виная-питака (тексты, призванные регулировать жизнь сангхи ) 2. Сутра-питака (проповеди и поучения Будды) 3. Абхидхарма-питака (систематизированнное философское учение)
В середине III века до н. э. буддизм распространился по всей северной Индии благодаря личной поддержке царя Ашоки.
В III веке до н. э. традиция тхеравада проникла из Индии в Шри-Ланку и Бирму, а оттуда – в провинцию Юньнань в Юго- Западном Китае, Таиланд, Лаос, Камбоджу, Южный Вьетнам и Индонезию.
На рубеже новой эры буддизм проникает в Китай (6 в. н.э. основан чань-буддизм (санскр. дхьяна - созерцание). Основатель Бодхидхарма
В 6 в. н.э. проникает из Китая в Японию (Дзэн- буддизм)
Направления Буддизма 1. Хинаяна 2. Махаяна 3. Ваджраяна
Хинаяна 1. Архат - это святой монах, достигший собственными усилиями цели Благородного Восьмеричного Пути нирваны и навсегда покинувший мир. Хинаяна подчеркивает, что только монах, соблюдающий все обеты Винаи, может стать архатом и обрести нирвану
2. Будда в Хинаяне историческая личность, пример для подражания, а не Спаситель. Он – обычный человек, прошедший путем и достигший Нирваны. Поклоняться ему не надо, но надо брать пример с него. Слабо выражено религионое почитание Будды.
3. Основная цель – Нирвана. Спасения для себя, возможное при соблюдении правил монашеской жизни. Узкий путь.
Махаяна (большой путь спасения) 1. Культ Бодхисаттв (Авалокитешвара) 2. Цель буддийского пути - пробуждение (просветление бодхи)
3. Будда не просто человек, а метафизическая реальность, истинная природа всех дхарм, лишь явленная людям в виде человека Учителя, Будды Шакьямуни, как она была явлена и ранее в образах других Будд и как она будет многократно явлена и позднее в грядущих Буддах нашей и иных кальп.
4. Все существа - Будды
Ваджраяна – алмазная колесница 1. Гуру 2. Визуализация божеств 3. Чтение мантр
Основы учения 1. Четыре благородных истины 2. Восьмеричный путь спасения 3. Трикая 4. Буддийская космология