Таблица универсальное средство представления информации. В таблице может содержаться информация о различных свойствах объектов, об объектах одного класса и разных классов, об отдельных объектах и группах объектов.
Объект - это то, о чем идет речь. Класс объектов множество объектов, объединенных какими-то общими свойствами. Свойства - характеристики, признаки объекта. У каждого свойства есть название и значение.
1. Таблицы типа «объекты-свойства» (ОС) Таблицы типа «объекты-свойства» (ОС) 2. Таблицы типа «объекты-объекты» (00) Таблицы типа «объекты-объекты» (00) 3. Табличные логические информационные модели Табличные логические информационные модели
Таблица ОС это таблица, в которой рассматриваются объекты, принадлежащие одному классу. В одной строке такой таблицы содержится информация об одном объекте. Столбцы отдельные характеристики (свойства) объектов.
1. Выделить объекты и свойства. 2. Назвать класс объектов. 3. Вписать названия объектов и их свойства. 4. Вписать значения свойств.
НазваниеАвторГод Человек – амфибияБеляев А.Р.1987 Бродяги севераКервуд Д.1991 Повести и рассказыТургенев И.С.1982 ИзбранноеОлеша Ю.К.1987 Звезда КЭЦБеляев А.Р.1990 КюхляТынянов Л.Н.1979 Повести и рассказыТолстой Л.Н.1986 ИзбранноеБеляев А.Р.1994
1. Класс объектов книги домашней библиотеки. 2. Свойства автор, название, год издания. 3. Значения свойств: автор: А. Беляев,... название: «Человек-амфибия»,... год издания: 1987,...
Таблица 00 таблицы, отражающие взаимосвязи между разными объектами. Порядок построения таблиц 00: 1. Выделить объекты и свойства. 2. Назвать класс первых и вторых объектов. 3. Вписать название первых и вторых объектов. 4. Вписать значения свойств в ячейки.
УченикРусский язык АлгебраФизикаХимия Иванов Саша 4353 Горин Иван 5355 Семенов Петя 3445
1. Класс первых объектов ученики (фамилии). 2. Класс вторых объектов предмет. 3. Первые объекты - Иванов Саша, Вторые объекты - Русский язык,… 5. Свойства оценки.
С помощью таблиц можно находить решения логических задач. Такая форма решения задачи является наиболее наглядной и простой.
В школе учатся четыре талантливых подростка: Иван, Петр, Алексей и Андрей. Один из них - будущий хоккеист, другой преуспел в футболе, третий - легкоатлет, четвертый подает надежды как баскетболист. О них известно следующее: Иван и Алексей присутствовали в спортзале, когда там занимался легкоатлет. Петр и хоккеист вместе были на тренировке баскетболиста. Хоккеист раньше дружил с Андреем, а теперь неразлучен с Иваном. Иван незнаком с Алексеем, так как они учатся в разных классах и в разные смены. Кто чем увлекается?
Построим таблицу, в которой учтем все возможные варианты. Включим в нее столбцы с названиями: "Футболист", "Баскетболист", "Легкоатлет", "Хоккеист" и строки с именами мальчиков: ФутболистБаскетболистЛегкоатлетХоккеист Иван Петр Алексей Андрей
Из первого пункта следует, что ни Иван, ни Алексей не могут быть легкоатлетами. В таблице занесем в соответствующие клетки знак "минус". Аналогично определяем, что: Петр не баскетболист и не хоккеист (из пункта 2); Андрей и Иван не хоккеисты (из пункта 3). После анализа исходных условий таблица выглядит так: ФутболистБаскетболистЛегкоатлетХоккеист Иван-- Петр-- Алексей- Андрей-
По условию задачи каждый подросток обладает только одним талантом. Следовательно, в каждой строчке и каждом столбце может быть только один "+". В графе "Хоккеист" оказалось три минуса, тогда хоккеистом должен быть Алексей, так как согласно условию хоккеист среди них есть. Поставим в этой клетке "+". Но раз Алексей хоккеист, он не может быть ни легкоатлетом, ни футболистом, ни баскетболистом, что и зафиксируем знаком "-" во всей «алексеевской» строчке. Сопоставим теперь второй и третий пункты условия задачи. Петр и Алексей вместе были на тренировке баскетболиста, но Иван не знает Алексея, значит, баскетболист - не Иванов. Отметим этот факт минусом в соответствующей клетке. Теперь в столбике "Баскетболист" три минуса, поэтому баскетболистом является Андрей, ставим ему "+", а в оставшихся пустых клетках строки - минусы. Теперь определился легкоатлет - это Петр. Ставим минусы в его строке. Остается один Иван, и он, очевидно, футболист.
ФутболистБаскетболистЛегкоатлетХоккеист Иван+--- Петр--+- Алексей---+ Андрей-+-- В результате составления логической модели в виде таблицы и ее анализа, получен вывод, что Иван - футболист, Петр - легкоатлет, Алексей - хоккеист, а Андрей - баскетболист.