Отличительные особенности стандартов первого и второго поколения О школьных стандартах второго поколения
Цели стандартов (первое отличие) первого поколения: сохранение единого базового ядра образования за счёт введения инвариантного минимально допустимого уровня содержания; сохранение единого базового ядра образования за счёт введения инвариантного минимально допустимого уровня содержания; обеспечение стабильности качества образования. обеспечение стабильности качества образования. второго поколения: обеспечение развития системы образования в условиях изменяющихся сегодня запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования; обеспечение развития системы образования в условиях изменяющихся сегодня запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования; обеспечение условий повышения качества образования, достижения новых образовательных результатов. обеспечение условий повышения качества образования, достижения новых образовательных результатов.
Качество образования Качество образовательного процесса: уровень организации; уровень организации; адекватность методов и средств обучения; адекватность методов и средств обучения; квалификация педагогов и т.д. квалификация педагогов и т.д. Качество образовательных результатов: «приращения» в личностных ресурсах обучения, которые могут быть использованы при решении значимых для личности проблем.
Ориентация ФГОС (второе отличие) первого поколения: на освоение ЗУН на освоение ЗУН (ориентация на достижение предметных образовательных результатов) второго поколения: на освоение ЗУН; на освоение ЗУН; на формирование личности учащихся; на формирование личности учащихся; на овладение универсальными способами учебной деятельности; на овладение универсальными способами учебной деятельности; на овладение надпредметными умениями самостоятельной организации собственной деятельности по самоизменению, самовоспитанию, саморазвитию. на овладение надпредметными умениями самостоятельной организации собственной деятельности по самоизменению, самовоспитанию, саморазвитию.
Структура ФГОС (третье отличие) первого поколения: минимум содержания; минимум содержания; требования к уровню подготовки выпускников. требования к уровню подготовки выпускников. второго поколения: требования к структуре основных общеобразовательных программ; требования к структуре основных общеобразовательных программ; требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ; требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ; требования к условиям осуществления образовательного процесса. требования к условиям осуществления образовательного процесса.
Оценка достижений (четвёртое отличие) Оценка достижений (четвёртое отличие) ФГОС первого поколения: оценка учебных достижений отдельного ученика. оценка учебных достижений отдельного ученика. (Оценочные процедуры, направленные на аттестацию образовательного учреждения или оценку работы системы образования только декларировались.) (Оценочные процедуры, направленные на аттестацию образовательного учреждения или оценку работы системы образования только декларировались.) ФГОС второго поколения: анализ и оценка индивидуальных достижений школьников по освоению основных общеобразовательных программ; анализ и оценка индивидуальных достижений школьников по освоению основных общеобразовательных программ; анализ и оценка состояния системы образования на всех уровнях. анализ и оценка состояния системы образования на всех уровнях.
Системно – деятельностный подход является методологической основой концепции новых образовательных стандартов второго поколения (отличительная особенность стандартов второго поколения)
Личностные ресурсы обучаемых мотивационные инструментальные или операциональные когнитивные Ценностные ориентации, потребности, запросы Освоенные универсальные способы деятельности Знания, обеспечивающие возможность ориентации в явлениях действительности, предметные умения и навыки
Технология деятельностного метода – механизм качественного достижения новых результатов образования мотивация к учебной деятельности; мотивация к учебной деятельности; актуализация знаний; актуализация знаний; проблемное объяснение нового знания; проблемное объяснение нового знания; первичное закрепление во внешней речи; первичное закрепление во внешней речи; самостоятельная работа с самопроверкой (внутренняя речь); самостоятельная работа с самопроверкой (внутренняя речь); включение нового знания в систему знаний и повторение; включение нового знания в систему знаний и повторение; итог урока. итог урока.
Этапы формирования универсальных учебных действий Приобретение первичного опыта выполнения действия в ходе пробных попыток. Приобретение первичного опыта выполнения действия в ходе пробных попыток. Проблематизация прежнего способа его выполнения как недостаточного для получения требуемого результата. Проблематизация прежнего способа его выполнения как недостаточного для получения требуемого результата. Формирование нового способа (алгоритма) действия, установление первичных связей с имеющимися способами. Формирование нового способа (алгоритма) действия, установление первичных связей с имеющимися способами. Тренинг по применению нового способа, приобретение умения, промежуточный самоконтроль и коррекция. Тренинг по применению нового способа, приобретение умения, промежуточный самоконтроль и коррекция. Итоговый контроль и установление системных связей с имеющимися способами. Итоговый контроль и установление системных связей с имеющимися способами.
Формирование общеучебных организационно – рефлексивных умений и связанных с ними способностей и личностных качеств осуществляется через реализацию предметных программ и надпредметных курсов.