МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 25 ХУТОРА ПЕРВАЯ СИНЮХА ЛАБИНСКИЙ РАЙОН Учитель химии: Серикова Елена Владимировна
Среди металлов самый славный, Важнейший, древний элемент. В тяжелой индустрии - главный, Знаком с ним школьник и студент. Родился в огненной стихии, Расплав его течет рекой. Важнее нет в металлургии, Он нужен всей стране родной.
Цели: Образовательная: дать школьникам представления об элементе и простом веществе - железе, его физических и химических свойствах. Опираясь на знания зависимости свойств металлов от строения их атомов, предсказать характерные химические свойства железа. Воспитательная: формирование у учащихся самостоятельности в достижении поставленной цели, повышение творческой активности учащихся, познавательного интереса к химии; воспитание культуры общения. Развивающая: сформировать у учащихся познавательный интерес, умения логически рассуждать, обобщать и делать выводы из полученных знаний. Оборудование: мультимедийная установка; экран; на столах у учащихся – план урока; итоговое задание, написанное на листочках; штатив. Реактивы : железный гвоздь, раствор хлорида меди (II).
1.Порядковый номер железа 2. Номер периода 3. Номер группы 4. Электронную формулу атома 5. Степень окисления атома железа
Порядковый номер: 26 Период: IV Группа: VIII Электронная формула атома: 2е,8е,14е,2е Степень окисления: +2, +3
«Железо не только основа всего мира, самый главный металл окружающей нас природы, оно - основа культуры и промышленности, оно - орудие войны и мирного труда. И трудно во всей таблице Менделеева найти другой элемент, который был бы так связан с прошлыми, настоящими и будущими судьбами человечества». Ферсман А.Е.
Кораблестроение Строительство железных дорог Машиностроение Строительное дело Военное дело
капуста
Цвет: серебристо-белый Твердость: твердый из-за примесей Пластичность: пластичный Плотность: 7,87 г/см3 Температура плавления: С )
Без нагреванияПри нагревании С кислородом во влажном воздухе образуется Fe 2 O 3 * nH 2 O 3Fe +2O 2 =Fe 2 O 3 * FeO C разбавленными HСl и H 2 SO 4 Fe +2 HCl = FeCl 2 + H Fe + 2H = Fe + H 2 0 С HNO 3 (разб.) и H 2 SO 4 (разб.) не реагирует C хлором 2Fe +3Cl 2 =2FeCl 3 ( ОВР) C серой Fe +S= FeS ( ОВР) С солями Fe +CuCl 2 = FeCl 2 + Cu Fe + Cu = Fe +Cu С водой 3Fe +4H 2 O = Fe 3 O 4 + 4H 2 C HNO 3 (конц.) и H 2 SO 4 (конц.) реагирует Fe + HNO 3 = Fe(NO 3 ) + Fe + H 2 SO 4 = Fe SO 4 +
Fe3O4 + CO = ? + ? FeO + C = ? + ? FeO + H2 = ? + ? Fe2O3 + Al = ? + ?
А. М. Бутлеров Эмиль Лекок де Буабодран. Д.И. Менделееев
Есть ли в Краснодарском крае залежи железной руды? Да Железо в поэмах Гомера названо «многотрудным металлом». Почему его так называли? (Al, Fe) (В древние времена добывание железа требовало больших затрат труда. Кроме того, железо труднее поддается плавке, чем медь) Где железо ржавеет быстрее: в Ялте, в Москве, в хуторе Первая Синюха? (В Москве, так как в городе много заводов, которые выделяют газы, способствующие тому, что на железе очень скоро появляется ржавчина.)
Как удалить ржавое пятно с белой ткани? (При помощи лимонной кислоты. Для этого концентрированный раствор этой кислоты нагревают до кипения и опускают в него ткань на 5-6 мин, выжимают и прополаскивают в воде, а затем в слабом растворе соды.) Одинаковы ли понятия железо и жесть? (Железо, покрытое оловом, называется жестью, оно более устойчиво, чем железо.) Как доказать с помощью опыта, что железо более активно, чем медь? (В пробирку с раствором соли меди опускают железный гвоздь.)
Демонстративный опыт ( выполняет учащийся): взаимодействие железного гвоздя с хлоридом меди) Железо в химических реакциях проявляет свойства окислителя или восстановителя? Восстановителя