« Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму » китайская пословица.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Управление образования Гродненского областного исполнительного комитета Отдел образования, спорта и туризма Вороновского райисполкома ГУО «Дошкольный центр.
Advertisements

сканирование0001
Тема: «Развитие познавательно- исследовательской деятельности в процессе экологического воспитания дошкольников». Выполнила: Воспитатель Сандалова О.А.
Выполнили: Воспитатели I категории МДОУ 13 г. Новотроицк О.П. Мочалина Л.В. Юшинева.
Дошкольники – прирожденные исследователи. Цель и задачи экспериментирования: цель: создание условий в детском саду для формирования основного целостного.
Познавательное развитие дошкольников средствами экспериментальной деятельности в соответствии с ФГТ.
Структурное подразделение государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы 6 г.о. Отрадный Самарской области.
Жизнь нашей группы! Эксперименты с водой.. Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремлению к самостоятельному.
Из опыта работы воспитателя первой квалификационной категории Фоменко Полины Ланиловны МКДОУ Краснозерский детский сад 4.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г.Владимира «Центр развития ребенка – детский сад 106»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников.» Подготовила: воспитатель Фролова.
Основной целью опытно- экспериментальной деятельности дошкольников является Основной целью опытно- экспериментальной деятельности дошкольников является.
Из опыта работы Бородиной Надежды Николаевны воспитателя 1 квалификационной категории МБДОУ «Краснокоммунарский детский сад «Стрела» В работе использованы.
ГБОУ центр образования « Школа здоровья » 2005 дошкольное отделение автор : ЕФРЕМЦЕВА Е. В.
Жизнь во всех её проявлениях становится всё разнообразнее и сложнее: она всё больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности.
Экспериментирование в детском саду Презентация опыта работы воспитателя Глушицкой М.Е. МБДОУ ВМР «Дубровский детский сад»
Презентация из опыта работы воспитателя МДОУ «Детского сада общеразвивающего вида 163» Вицкоп Ольги Степановны На тему: «Развитие элементарных естественно-
Линия чувств направлена на развитие у детей эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской.
«Что слышу – забываю, что вижу – я помню, что я делаю – я понимаю» Конфуций С самого детства ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира,
при выборе объекта исследования; при поиске метода его изучения; при сборе и обобщении материалов; при доведении полученного продукта до логического завершения.
Транксрипт:

« Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму » китайская пословица

Воспитателя «Детского сада «Радуга» комбинированного вида» - МБДОУ «Детский сад 5 комбинированного вида» Рузаевского муниципального района ОСИПОВОЙ ЛЮДМИЛЫ СЕРГЕЕВНЫ на тему: «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через детское экспериментирование»

АКТУАЛЬНОСТЬ На сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства - экспериментирование. Эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребёнка также как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников.

Детское экспериментирование - это активная деятельность правильной организации, дети становятся в ней субъектами: носителями предметно-практической деятельности и познания, «активный делатель», источник осознанной, целенаправленной активности. В деятельности есть субъект отношений, который характеризуется активностью, уникальностью, сознательной и творческой свободой, т.е. ребёнку представится возможность саморазвития, самореализации и возможность быть самим собой. Детская экспериментальная деятельность способствует сохранению полноценного здоровья и развития личности дошкольников, отвечает также современным требованиям концепции модернизации российского образования: «развивающему обществу нужны современно образованные, нравственные предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются любознательностью, динамизмом, конструктивностью, развитым чувством ответственности за судьбы страны».

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ духовно - практического освоения действительности, направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях и как игровая деятельность способствует развитию целостной личности. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики. Я определила основное направление своей педагогической идеи «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через детское экспериментирование». В своей работе руководствуюсь программой И.Э. Куликовской, Н.Н. Совгир «Детское экспериментирование» (рекомендовано Министерством образования Российской Федерации). В основе данной экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ Основная цель моей педагогической идеи – способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. Задачи 1.Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук: - развитие у детей представления о химических свойствах веществ; - развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях; - развитие элементарных математических представлений; 2. Развитие у детей умений пользоваться приборами - помощниками при проведении игр-экспериментов. 3. Развитие у детей умственных способностей: - развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение; - формирование способов познания путём сенсорного анализа. 4. Социально-личностное развитие каждого ребёнка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий. -Развитие у детей умственных способностей. -

УСЛОВИЯУ Для реализации поставленных задач необходимо соблюдение следующих условий: - учет возрастных и индивидуальных особенностей детей; - сотрудничество и целенаправленная работа, педагогического коллектива с родителями; - учет предметно-экспериментальных условий, в которых проживает ребенок; - формирование предметно-развиващей среды для детского экспериментирования; - использование широкого спектра методов и приемов обучения и воспитания дошкольников

ПРИНЦИПЫ Свою работу по реализации данной темы строила на следующих принципах: Принцип психологической комфортности – заключается в снятии стрессовых факторов; Принцип природосообразности – развитие в соответствии с природой ребёнка, его здоровьем, психической и физической конституций, его способностями и склонностями, индивидуальными особенностями, восприятием; Принцип дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной психологической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности детей; Принцип деятельности – включение в поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции; Принцип творчества – максимальная ориентация на творческое начало в продуктивной деятельности дошкольников, приобретение им собственного опыта; Принцип интеграции – интегративность всех процессов, реализующихся в образовательном пространстве (обучение и воспитание, развитие и саморазвитие, природная и социальная сфера ребёнка, детская и взрослая субкультура).

МЕТОДЫ Работу по данной теме начала с анкетирования родителей воспитанников и диагностики дошкольников своей группы. Анализ анкетирования показал, что отношение родителей к предлагаемой теме вызвал только положительные отклики. Провела консультацию по теме: «Чего нельзя, и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию.» «Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т.п. ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых. Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка. Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей не успешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности Предоставлять возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.

УГОЛОК ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ «Уголок ученого гнома» Основное оборудование уголка: приборы – «помощники»: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, ёмкости для игр с водой разного объёма и формы; природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, и листья деревьев, мох, семена и т.д.; утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки; разные виды бумаги; медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл); прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, сито.

Дополнительное оборудование: детские халаты, клеенчатые фартуки, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов; карточки-схемы проведения экспериментов. Материал, находящийся в уголке экспериментирования должен соответствовать среднему уровню развития ребенка. Необходимо также иметь материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на одаренных детей и детей с высоким уровнем развития.

РАЗРАБОТКИ - Разработала авторский проект: «Вода»; - разработала проект «Человек. Познай себя. Органы чувств»; - картотека опытов и экспериментов для детей 5 – 7 лет; - цикл сезонных экскурсий «Цветовая экология»; - разработала учебно-методическое пособие по детскому экспериментированию (перспективный план, планы-конспекты занятий); - блок занятий по теме: - «Небесный зоопарк».

РАБОТА С ДЕТЬМИ Проходит, как: - специально организованные занятия; - занятия по экологии с элементами экспериментирования; - комплексные прогулки с элементами экологии и экспериментирования; - короткие опыты во время прогулок; - организованные по желанию ребенка занятия-опыты в долгие осенние и зимние вечера; - беседы, подтвержденные показами опытов; - самостоятельно организованные детьми эксперименты под непосредственным наблюдением воспитателя, для выработки навыков проведения опытов.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ 1. Родительское собрание Исследовательская деятельность и детское экспериментирование, что это такое?; 2. Анкетирование родителей Чем занят ребенок дома?; 3.Консультация для родителей: Как научить ребенка исследованию?»; 4.Рекомендации для родителей Экспериментируем дома с водой; 5.Консультация на тему: Развиваем познавательные способности, внимание и мышление дошкольников – учим ребенка быть любознательным 6.Фотовыставка Экспериментируем с водой дома 7.Изготовление совместных поделок, детей и родителей, из бросового материала и бумаги на тему: «Фантазируем и экспериментируем вместе», «Природа и фантазия».

ИТОГИ Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает экспериментальные способности (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т.п.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Экспериментирование – деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д. При этом преобразования, которые он производит с предметами, носят творческий характер – вызывают интерес к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность. И что немаловажно: специально организуемое экспериментирование носит безопасный характер.