Education and training 2020: What future is ahead in Europe Образование и подготовка 2020: какое будущее ждет европейцев Е. А. Ленская, МВСШЭН
Two perspectives Два основных вопроса How well does it serve the goals of increasing EU competitiveness The purpose of social cohesion in EU member states Насколько данная концепция содействует целям конкурентоспособно сти стран Евросоюза строительства социально непротиворечивого общества
Конкурентоспособность Competitiveness Emphasis on new competencies and skills: - Initiative taking and Entrepreneurship - Media literacy - Learning to learn - at least 2 languages +mother tongue - - cultural awareness and expression Innovative learning environment LLL Increased attainment is linked to economic growth Акцент на новые компетенции и умения : - инициативное действие и предпринимательство - медиа - грамотность - - умение учиться - -2 иностранных языка кроме родного - - умение понимать и выражать особенности культуры Инновационная среда обучения Обучение в течение всей жизни Высокие результаты ведут к росту экономических показателей
Main Indicators of success Индикаторы успеха 95% of four year olds getting preschool education Less than 15% schoolchildren below required literacy, numeracy and science levels Less than 10% early school leavers Not less than 40% people with tertiary education 15% of adults adhere LLL strategy 95% детей старше 4 лет получают дошкольное образование Менее чем 15% детей ниже требуемого уровня по чтению, математике и основам наук Менее 10% детей бросают учебу Не менее 40% населения имеют высшее образование Не менее 15% взрослых придерживаются подхода « образование в течение всей жизни »
Main challenges The most important outcomes are hard to measure The effect upon economic growth is proven only as regards to reading and MST Е U Teachers would leave the profession if they have an opportunity to do so The teacher training pattern is to a large extent obsolete School environment is not organised to support the full range of key competencies The perspective of most documents looks highly eurocentric- what about main contesters? Самые важные результаты трудно измерить На экономический рост доказано влияние только умений в чтении и работе с числом Учителя ЕС охотно уйдут из профессии при благоприятной возможности Модель подготовки учителя во многом устарела Школьная среда не способствует развитию всего спектра ключевых компетентностей Взгляд на качество несколько евроцентричен – говоря о конкуренции, надо сравнивать Европу с конкурентами
Social cohesion: agenda and context Социально - непротиворечивое общество : повестка дня и контекст Inequities in education have huge hidden costs 10% of student population have parents born abroad Diversity in a class can be a rich source of learning opportunities Most migrants are motivated learners Segregation based on ability increases the achievement gap Неравные возможности в образовании ведут за собой огромные скрытые расходы 10% учащихся имеют родителей, родившихся за границей Разнообразие культур в классе - среда с богатыми образовательными возможностями Большинство мигрантов мотивированы к учебе Сегрегация по способностям лишь увеличивает разрыв в успеваемости
Main challenges Основные вызовы How to find approaches that benefit all children while reducing the achievement gap How to change curricula, school ethos and roles of teachers to respond to individual learning needs adequately How schools can help to make young people responsible citizens of a democratic society respectful of diversity How to prevent aggressive behavior against teachers How to spell out and develop intercultural skills which are also hard to measure Как найти методы, полезные всем детям и при этом способствующие сокращению разрыва ? Как изменить программы, уклад и роль учителей лоя индивидуализации обучения ? Как школы могут помочь детям стать ответственными гражданами демократических обществ Как предотвратить агрессивное поведение в отношении учителей Как описать, сформировать и измерить умения межкультурного взаимодействия
The issue of migrants Проблема мигрантов supportinclusionrespect поддержкаинклюзияуважение
Some advice for EU Strategy Look beyond EU countries for inspiration and best practice Seek indicators for all key skills development to avoid speculation Support to heritage languages may encourage hidden segregation on ethnic principles The target audience for inclusion and intercultural education is the entire school population High concentration of children of migrants in special schools – extreme case of segregation- should be prevented Искать решения и лучшие практики за пределами Евросоюза Искать индикаторы ко всем новым компетентностям Поддержка родных языков может вести к скрытой сегрегации на этнической основе Целевая аудитория для инклюзии и межкультурного взаимодействия – все население школы Высокая концентрация детей - мигрантов в специальных школах - крайняя ступень сегрегации - должна быть предотвращена
Some lessons for Russia Несколько уроков для России Key competencies now include initiative taking and intercultural skills Special schools for SEN children can be transformed into resource centres Schools with a high proportion of migrant students need targetted resource allocation Student and staff mobility are essential for competiveness in the global market Ключевые умения сегодня включают проявление инициативы, предпринимательство и кросс - культурные умения Спецшколы для детей с ОВЗ становятся ресурсными центрами Школы с большим количеством мигрантов получают специальную поддержку Мобильность учащихся и штата - необходимое условие для конкурентоспособности на глобальном рынке