Круглый стол образовательных политиков Машуков А.В., помощник ректора
Круглый стол образовательных политиков Формат: беседа на актуальную тему с участием Министра образования и науки Челябинской области, демонстрирующая авторскую позицию каждого победителя. Тема «круглого стола» определяется Оргкомитетом конкурса. Продолжительность – 60 минут. Максимальный балл – 24 балла.
Затруднения участников конкурса 1. в умении вести дискуссию; 2. в умении отстаивать собственную точку зрения и принимать чужую позицию; 3. в умении задавать вопросы; 3. в умении отвечать на вопросы; 4. в ораторском искусстве.
Что такое открытая дискуссия? Дискуссия (от лат. discussio рассмотрение, исследование) - публичное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы; спор. Двумя важнейшими характеристиками дискуссии, отличающими её от других видов спора, являются публичность (наличие аудитории) и аргументированность.
Что позволяет обеспечить открытость дискуссии? 1. Формат дискуссии (5 человек). 2. Наличие жюри (экспертов). 3. Наличие аудитории (зрительный зал). 4. Актуальность обсуждаемых тем для всех участников.
Зачем проводится дискуссия? 1. Вовлеченность в процесс обсуждения (связь с открытостью). 2. Достижение согласия по определенному вопросу??? 3. Разъяснение собственных взглядов и позиций других по проблеме!!! 4. Достижение более глубокого понимания?! Выявление многовариантности перспектив решения вопроса! Приобретение умения занимать и отстаивать свою позицию или точку зрения! 7. Улучшение навыков умения слушать!!! 8. Развитие умений договариваться, находить возможности для сотрудничества в совместной деятельности!
В какой форме она может проходить? 1. Дебаты. 2. Круглый стол. 3. Диспут. 4. Ток-шоу (панельная дискуссия). 5. Мозговой штурм.
Основные элементы дискуссии 1. Наличие темы (проблемы). 2. Столкновение позиций и разные мнения (наличие конфликта). 3. Определенные временные рамки и правила. 4. Наличие обратной связи (готовность сторон к обсуждению). 5. Распределение ролей.
Как быть успешным в дискуссии? Правило 1: Играйте по правилам. Правило 2: Умейте задать вопрос сами и ответить на вопросы своих оппонентов. Правило 3: Избегайте типичных ошибок. Правило 4: Придерживайтесь критериев оценивания.
Правило 1: Играй по правилам 1. Правило поднятой руки. 2. Отказаться от агрессии, быть позитивно настроенным. Сдерживать эмоции. 3. Критикуя, предлагать. 4. Слышать и слушать друг друга (не перебивать). 5. Не злоупотреблять предоставленным словом (не монополизировать дискуссию) и соблюдать регламент.
Правило 1: Играй по правилам 6. Критиковать идеи, а не личность (уважительно относиться к собеседнику). 7. Не навязывать свое мнение. 8. Толерантное отношение к другим мнениям и позициям. 9. Избегать поучений. 10. Развивать дискуссию, не повторяться, предлагать новые идеи. 11. Иллюстрировать свои мысли примерами.
Правило 2: Умейте задать вопрос сами и ответить на вопросы своих оппонентов. Виды вопросов 1. Информационные (ориентированные на знания, содержание) – по перечисленным понятиям, по действиям или мерам, по фактам и мнениям. 2. Организационные (ориентированные на умение структурировать информацию) – способствуют подготовке выводов, итогов дискуссии. 3. Оценочные (ориентированные на понимание и рефлексию) – насколько корректна информация, степень демократичности, исчерпывающий характер, собственное отношение к проблеме. 4. Проблемные (ориентированные на размышление и осмысление) – в чем может быть неоднозначность, какие проблемы затронуты. 5. Сравнительные (ориентированные на сопоставление) – с какими ситуациями можно сравнить, что общего и в чем их различия.
Правило 3: Избегайте типичных ошибок 1. По содержанию дискуссии. 2. По ее структуре. 3. В поведении на дискуссии.
Ошибки по содержанию дискуссии 1. Повторное утверждение предмета спора вместо его доказательства. 2. Утверждение мнения в отсутствие фактических доказательств. 3. Неясное или неправильное определение понятий. 4. Отклонение от темы. 5. Несоответствия (аргументы не должны быть использованы, если они не относятся к делу) и ложные аналогии (например, выборы парламента против выборов учителя учениками). 6. Излишнее цитирование (стоит пользоваться мыслями других лишь кратко и по содержанию).
Ошибки по структуре дискуссии 1. Отсутствие формулировки проблемы. 2. Ложные заключения. 3. Неуместное или нелогичное развитие аргументации. 4. Несоблюдение регламента (превышение или неиспользование времени выступления).
Фразы-помощники Я считаю, что… Согласен (-на) с высказыванием… Этот тезис подтверждается… В качестве аргумента, подкрепляющего позицию, приведу следующий факт\пример… Хотелось бы добавить… Из Вашего выступления можно заключить… В ходе нашей дискуссии… Правильно ли я Вас понимаю…? В ходе своего выступления Вы высказали мнение, что… Отвечая на Ваш вопрос… Вы действительно утверждаете, что…? Почему Вы считаете..?
Ошибки поведения в дискуссии 1. Небрежное и несоответствующее ситуации поведение. Несоответствующая мимика. 2. Излишняя агрессивность. 3. Речевые ошибки. 4. Излишнее использование сленга. 5. Монотонная речь. Плохая артикуляция и дикция. 6. Излишняя эмоциональность и пафосность 7. Самолюбование, демонстрация собственного «Я». 8. Торопливость в высказывании суждений, неумение слушать и слышать собеседника.
Требования к теме дискуссии 1. проблемность (поливариантность, наличие разных подходов, столкновение мнений); 2. ясность (однозначность понимания проблемы, выделение одной проблемы); 3. компетентность участников (соответствие сложности дискуссионного вопроса уровню подготовки обсуждающих); 4. корректность (не должны задеваться личные чувства участников дискуссии, формулировка темы должна соответствовать принципу научности); 5. объективность (тема не должна оказывать давления на тех, кто ее обсуждает).
Примерный перечень тем дискуссии 1. Успешный в школе – успешный в жизни? 2. Современный учитель: грамотный технолог или талантливый импровизатор? 3. Интернет в образовании: «плюсы» учения и «минусы» воспитания? 4. Контроль над школой: как уйти от бюрократизма к самоуправлению и прозрачности?
Критерии и показатели 1. Профессиональная компетентность (6 баллов): - знание и понимание современных тенденций развития образования и общества; - масштабность, глубина и оригинальность суждений.
Критерии и показатели 2. Коммуникативная компетентность (15 баллов): - умение предъявить свою позицию; - аргументированность, взвешенность, конструктивность предложений; - умение вести дискуссию; - ораторское искусство; - воздействие на аудиторию.
Критерии и показатели 3. Информационная компетентность (3 балла): - эффективный отбор и структурирование информации.
Правило 5 Помните! Вы – участник свободной дискуссии! Будьте свободны и у вас все получится!!!