Учебное занятие Самоанализ учебного занятия. Машуков А.В., помощник ректора
Урок как отражение индивидуальных особенностей педагога 1. Индивидуальный стиль деятельности. 2. Своеобразие модели обучения. 3. Педагогические находки и авторские методические приемы. 4. Уровень мастерства. 5. Профессиональная компетентность. 6. Личностные качества.
Факторы, определяющие лицо современного урока 1. Объективные (социокультурные, геополитические, экономические условия; государственный и социальный заказ; рекомендуемые учебно-методические комплексы). 2. Субъективные (педагогическая концепция,авторская программа, образовательные технологии, педагогическое кредо).
Современные подходы и педагогические концепции 1. Общие черты: - культурологическая направленность; - системно-деятельностная направленность; - комплексность целей; - стремление к системности и адекватности средств целям образовательного процесса.
Современные подходы и педагогические концепции 2. Различия: - системообразующая философская идея (методология); - принципы, определяющие образовательный процесс; - ранжирование целей образовательного процесса; - система средств обучения и контроля в соответствии с методологией, принципами и целями.
Классификация современных педагогических подходов 1. Воспитательная доминанта. 2. Развивающая доминанта. 3. Когнитивно-ориентированная доминанта. 4. Коммуникативная доминанта. 5. Смешанный тип.
Организация эффективного образовательного процесса 1. Определение концепции и иерархия целей. 2. Принципы обучения, отбор и организация материала. 3. Средства, позволяющие достичь поставленные цели. 4. Особенности организации различных форм учебных занятий
Учебное занятие и его самоанализ Формат: проведение учебного занятия с учащимися, отражающего метапредметный подход (формирование универсальных учебных действий) и междисциплинарные связи, умение формировать целостную картину мира и надпредметные компетентности. (30 минут). Самоанализ проведенного занятия (10 минут).
Учебное занятие и его самоанализ Формат: возрастной состав учащихся определяется участниками конкурса. Предметная тема учебного занятия для каждого участника определяется по тематическому планированию образовательного учреждения (конкурсной площадки) за день до его проведения. Максимальный балл – 51 балл.
Почему 30 Не предполагается: - проверка домашнего задания; - проведение самостоятельных работ; - работа с документацией; - отметочная деятельность; - инструктаж домашнего задания.
Метапредметный подход - 1. Работа с деятельностью учащегося, передача учащимся не просто знаний, а именно деятельностных способов работы со знаниями и, соответственно, деятельностных единиц содержания. 2. Это очень хорошее знание своего предмета, что собственно и позволяет деятельностно пересобирать учебный материал и заново его интерпретировать с точки зрения деятельностных единиц содержания.
Метапредметный подход - 3. Использование разного типа методических приемов. 4. Ориентация на развитие у школьников базовых способностей: мышление, воображение, различительная способность, способность целеполагания или самоопределения, идеализационная способность, речевая и т.д.
Универсальные учебные действия - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Метапредметные результаты 1. Регулятивные: - управление своей деятельностью; - контроль и коррекция; - инициативность и самостоятельность. 2. Коммуникативные: - речевая деятельность; - навыки сотрудничества.
Метапредметные результаты 3. Познавательные: - работа с информацией; - работа с учебными моделями; - использование знако-символических средств, общих схем решения; - выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, подведения под понятие.
Затруднения участников конкурса 1. в раскрытии заявленной метапредметной темы; 2. в глубине и оригинальности раскрытия темы; 3. в рациональном распределении времени; 4. в глубоком и точном самоанализе учебного занятия; 5. в неиспользовании потенциала учащихся.
Конспект урока Зона +ИДЕАЛЗона -
Оргмомент учебного занятия 1. Подготовка учащихся к началу занятия, создание атмосферы урока. 2. Подготовленность технического оснащения, оформление класса.
Целеполагание 1. Четкость постановки цели и задач урока. 2. Взаимодействие учителя с учащимися на этапе постановки цели и задач (обсуждение или декларация?). 3. Готовность детей к обсуждению и принятию задач урока.
Мотивация 1. Создание заинтересованности в изучении темы урока. 2. Удовлетворение потребностей и учет индивидуальных способностей школьников.
Определение формы урока 1. Целесообразность выбора формы, вида в соответствии с типом урока. 2. Готовность детей к учебной деятельности.
Деятельность учителя 1. Методика, технологии преподавания, в том числе авторские методические приемы. 2. Целесообразность смены видов деятельности учащихся. 3. Взаимодействие и общение учителя и учащихся. 4. Логическая взаимосвязь этапов урока 5. Научность и доступность материала оптимальность объема материала. 6. Эффективность использования средств обучения.
Деятельность учащихся 1. Что делали школьники? 2. Зачем они это делали? 3. К какому результату пришли?
Схема самоанализа Цель (Содержание Методы/Средства) Результат
Критерии и показатели 1. Профессиональная компетентность (30 баллов): - предметная компетентность; - соответствие учебного материала требованиям стандарта; - научность и доступность материала; - глубина и оригинальность раскрытия темы; - оптимальность объема материала; - четкость в постановке целей и задач урока; - логическая взаимосвязь этапов урока;
Критерии и показатели 1. Профессиональная компетентность (30 баллов): - рациональность и эффективность распределения учебного времени - целесообразность смены видов деятельности учащихся; - уровень достижения поставленных целей и задач; - глубина и точность анализа учебного занятия и рефлексии своей деятельности.
Критерии и показатели 2. Коммуникативная компетентность (15 баллов): - стиль общения; - общая культура, эрудиция учителя; - эффективность контроля деятельности учащихся; - создание психологической атмосферы урока; - владение психолого-педагогической терминологией.
Критерии и показатели 3. Информационная компетентность (6 баллов): - эффективный отбор и структурирование информации; - целесообразность используемых средств обучения.
Система оценивания 3 балла – показатель ярко выражен. 2 балла – показатель выражен. 1 балл – показатель заявлен. 0 баллов – показатель не заявлен.