МОУ «Мокрушенская средняя общеобразовательная школа» Канского района Красноярского края Аверьянова Надежда Николаевна учитель химии
Сценарий проведения урока по теме «Алкадиены. Строение молекул. Изомерия и номенклатура.» Цель: расширить представление учащихся о многообразии органических соединений, познакомив их с новым классом углеводородов – алкадиенами. Автор теории химического строения вещества – Александр Михайлович Бутлеров Химическая натура сложной частицы определяется натурой элементарных составных частей, количеством их и химическим строением Бутлеров А.М. избранные работы по органической химии. М. 1951г., стр 68-79
Задачи урока: 1. Выявить особенности строения углеводородов класса алкадиенов. 2. Развить умение пользоваться систематической номенклатурой органических соединений. 3. Углубить знания у межклассовой изомерии. 4. Развить умение сопоставлять строение вещества с его свойствами, т.е. расширить представление о теории строения органических веществ А. М. Бутлерова 5. Вырабатывать навыки самостоятельной работы учащихся с учебной литературой, прививать навыки самоконтроля и самооценки. 6. Продолжить формирование навыков химического моделирования. Оборудование: Тесты для парной работы учащихся, тесты для индивидуальной работы при закреплении нового материала, наборы и модели атомов для составления молекул.
I этап урока Организационный этап 1.Постановка образовательных и развивающих задач. 2.Определение основных этапов урока. 3.Краткое повторение об изученных классах углеводородов. Планируемый результат 1.Мобилизация класса на работу. 2.Включение в урок каждого обучающегося. 3.Создание благоприятных условий для работы.
II этап урока Повторение и систематизация раннее изученного материала Работа в парах на установление соответствия между предложенным классом углеводородов и характерными для них особенностями (по тестам) I вариант «Алканы» II вариант «Алкены» III вариант «Алкины»
1.Установите соответствие между указанными в вашем варианте классом углеводородов формулой вещества, которая к этому классу относится. А) С 4 Н 10 Б) С 6 Н 6 В) С 4 Н 8 Г) С 4 Н 6 2. Установите соответствие между указанным классом углеводородов и соответствующей ему общей формулой. А) С n Н 2n Б) С n Н 2n+2 В) С n Н 2n-2 Г) С n Н 2n-6 3. Установите соответствие между указанным классом углеводородов и видами изомерии, характерными для данного класса. А) углеродного скелета Б) положения кратной связи В) межклассовая Г) геометрическая 4. Установите соответствие между указанным классом углеводородов и характерными для него типами реакций. А) горения Б) замещения В) гидрирование Г) гидратация Д) гидрогалогенирование. 5. По предложенным данным установите: молекулярную формулу углеводорода: массовая доля углерода составляет 75%, водорода – 25 %. Относительная плотность по водороду равна 8. Составьте его структурную формулу А) С Н 4 Б) С 2 Н 8 В) С 2 Н 8 Г) С 4 Н 10 Тест для проверки знаний
АлканыАлкеныАлкины 1ав г 2ба в 3аа,б.в.г а,б,в 4а,б а,в,г,д 5а аа Самопроверка результатов выполнения работы и анализ выявленных ошибок Планируемый результат 1. Установление соответствия между изучаемыми классами углеводородов, соответствующие им общими формулами и конкретными представлениями 2. Отработка навыков пользования правилами образования названий веществ при систематической номенклатуре. 3. Выявление взаимосвязи между строением веществ и их свойствами. 4. Выработка навыков решения расчетных задач. 5. Развитие коммуникативных навыков работы в паре.
III этап урока Изучение нового материала 1. Практическое конструирование шаростержневых моделей ациклического строения состава C 3 Н 4 и С 4 Н 6 не содержащих в молекуле тройных связей. 2. Выявление особенностей в строении данных моделей. 3. Определение особенностей номенклатуры диеновых углеводородов. С=С=С пропадиен – 1,2 С=С – С =С бутадиен – 1,3 4. Выявление зависимости свойств веществ от расположения кратных связей: а) комулированные С=С=С б) сопряженные С=С – С=С в) изолированные С=С – С – С=С 5. Самостоятельная работа с учебником. Габриелян О.С. И др. Химия 10. ДРОФА М Раздел «Изомерия и номенклатура», стр. 110
Планируемый результат 1.Развитие навыков моделирования. 2. Закрепление знаний о 4-х валентном состоянии атома углерода. 3. Образование названия по составленным формулам. 4. Выявление особенностей строения молекул и общей формулы нового класса соединений. 5. Соотнесение свойств вещества с его строением. 6. Определение видов изомерии алкадиенов: структурной, геометрической и межклассовой.
IV этап урока Закрепление полученных знаний 1. Самостоятельное выполнение теста «Алкадиены» 1. Установите соответствие между классом углеводородов и формулой вещества, которая к этому классу относится. А) С 4 Н 10 Б) С 6 Н 6 В) С 4 Н 8 Г) С 4 Н 6 2. Установите соответствие между указанным классом углеводородов и соответствующей ему общей формуло А) С n Н 2n Б) С n Н 2n+2 В) С n Н 2n-2 Г) С n Н 2n-6 3. Установите соответствие между классом углеводородов и видами изомерии, характерными для данного класса. А) углеродного скелета Б) положения кратной связи В) межклассовая Г) геометрическая 4. Установите соответствие между указанным классом углеводородов и характерными для него типами реакций. А) горения Б) замещения В) гидрирование Г) гидратация Д) гидрогалогенирование 5. Установите соответствие между формулой предложенного вам вещества и названием и соответствующим ему названием. С 2 Н 5 СН 2 = СН- С- СН=СН 2 СН 3 А) октадиен Б) 3-этил -4 –метилпентадиен -1,4 В) метилэтилпентан Г) 3-метил -3 – этилпентадиен -1,4 6. По предложенным данным установите молекулярную формулу углеводорода: массовая доля углерода составляет 88%, водорода – 12 %. Относительная плотность по водороду равна 34. Составьте его структурную формулу.
2. Совместная проверка результатов выполнения теста и выявление типичных ошибок. Алкадиены 1 г 2 в 3 а,б,в,г 4 а,в,г,д 5г 6 С5Н8С5Н8 Планируемые результаты 1. Подтверждение полученных теоретических знаний в конкретной работе. 2. Практическое подтверждение теории строения органических веществ о связи строения и свойств.
V этап урока Задание на дом и подведение итогов 1.Домашнее задание: проработать § 14: «Строение изомерия и номенклатура», выполнить 1, 2, 3 2. Фронтальная беседа по вопросам. - с каким классом веществ вы познакомились? - каковы особенности строения молекул углеводородов данного класса? - какому классу ранее изученных веществ алкадиены изомерны? - наличие каких химических свойств у алкадиенов вы можете предположить опираясь на знание об особенности строения молекул? 3. Рефлексия. -на каком этапе урока вы почувствовали затруднение? -что в уроке вызвало интерес? -получили ли вы удовлетворение от своей работы на уроке? 4. Занесение оценок за работу на уроке в журнал.
Планируемые результаты 1.Усвоение особенностей изомерии и номенклатуры алкадиенов. 2.Предположение свойств вещества в связи с его строением. 3.Осмысленное восприятие домашнего задания. 4.Выявление уровня самооценки каждым обучающимся.