«Методика организации рефлексии на уроке в начальной школе»
Чем больше человек знает о том, что уже сделано, тем больше в его силах понять, что нужно делать дальше. Б. Дизраэли
Рефлексия - размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ. размышление, полное сомнений, противоречий; анализ собственного психического состояния. самоанализ деятельности и ее результатов.
Функции рефлексии в педагогическом процессе : 1. Диагностическая 2. Проектировочная 3. Организаторская 4. Коммуникативная 5. Смыслотворческая 6. Мотивационная 7. Коррекционная.
Качества человека: 1 Самостоя- тельность 2 Предпри- имчивость 3 Конкурен- тоспособ- ность
Классификация рефлексии
По содержанию устнаяписьменная
По форме деятельности индивидуальная групповая коллективная
По функциям физическая сенсорная интеллектуальная
Учебной рефлексии может подвергаться: Настроение, эмоциональное состояние. Деятельность обучающихся. Содержание учебного материала.
Приемы организации рефлексии на уроках
«Смайлики»
«Букет настроений»
«Дерево чувств»
«Солнышко и тучка»
Эмоционально- художественное оформление
«Закончи предложение» На сегодняшнем уроке я понял… я узнал… я разобрался… Я похвалил бы себя… После урока мне захотелось… Было интересно… Было трудно…
«Анкета» На уроке я работалактивно / пассивно Своей работой на урокея доволен / я недоволен Урок для меня показалсякоротким / длинным За урок яне устал / устал Мое настроениестало лучше / стало хуже Материал урока мне былпонятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен Домашнее задание мне кажется легким / трудным интересным / неинтересным
«Благодарю»
«Плюс – минус – интересно » +-И
«Синквейн» 1строка – 1 ключевое слово 2 строка – 2 прилагательных 3 строка – 3 глагола 4 строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней 5 строка – синоним ключевого слова (существительное)
«Оценочная лесенка»
«Бассейн»
«Роза ветров»
Урок полезен, всё понятно. Лишь кое-что чуть-чуть неясно. Ещё придётся потрудиться. Да, трудно всё-таки учиться!
«Мишень»
«Пятерочка»
«10 баллов» «Я» 0_______________10 «МЫ» 0_______________10 «ДЕЛО» 0_______________10
«Для меня сегодняшний урок» УрокЯ на урокеИтог 1) Интересно1) Работал1) Понял материал 2) Скучно2) Отдыхал2) Узнал больше, чем знал 3) Безразлично3) Помогал3) Не понял
«Пантомима» Руки вверх – довольны Голова вниз – не довольны. Закрыть лицо руками - безразлично
«Поезд»
«Поляна»
«Волшебный мешочек»
«Корзина идей»
«Дерево»
Этапы обучения рефлексии: 1 этап – анализ своего настроения, анализ своих успехов 2 этап – анализ работы одноклассников 3 этап – анализ работы группы
- Что я делаю? - С какой целью? - Каковы результаты моей деятельности? - Как я этого достиг? - Можно ли сделать лучше? - Что я буду делать дальше?
РЕФЛЕКСИЯ Все в твоих руках РЕФЛЕКСИЯ Все в твоих руках Рисуем ладонь, каждый палец – это позиция, по которой надо высказать свое мнение: Большой – для меня было важным и интересным… Указательный – по этому вопросу я получил конкретную информацию… Средний – мне было трудно (мне не понравилось)… Безымянный – моя оценка психологической атмосферы… Мизинец – для меня было недостаточно