«ПРОЗРАЧНОСТЬ ЗАКУПА ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ ПАЦИЕНТОВ»
Всемирный день социальной справедливости 20 февраля 2011 г. Социальная справедливость это основа национальной стабильности и глобального благополучия, равные возможности, солидарность и уважение прав человека крайне важны для полноценного освоения продуктивного потенциала наций и народов.
Главной социальной задачей и обязанностью государства является усиление государственного регулирования и адекватное финансовое обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья населения (Аканов А.А., Камалиев М.А. Система здравоохранения Республики Казахстан: современное состояние, проблемы, перспективы ) Рациональное, адекватное потребности обеспечение эффективными, качественными, безопасными лекарственными средствами на основе принципов фармакоэкономики доказательной медицины – неотъемлемая часть медицинской помощи и способствует увеличению продолжительности жизни граждан
Обеспечение общедоступности информации в области здравоохранения
Цикл закупа ЛС Отбор ЛС согласно клиническому протоколам и стандартам лечения Прогноз потребности в ЛС Управление запасами Распределение Рациональное использование Определение потребности в ЛС Формирование заявки Проведение тендера Заключение договора Отчет об обеспечении ЛС Мониторинг побочных действий ЛС
Принципы закупа ЛС экономное и эффективное расходование средств бюджетов и внебюджетных фондов равноправное и справедливое отношение ко всем поставщикам; открытость и прозрачность; подотчетность; ответственность. оптимальное и эффективное расходование денег предоставление потенциальным поставщикам равных возможностей добросовестной конкуренции среди потенциальных поставщиков; гласность и прозрачность процесса закупок; поддержки отечественных товаропроизводителей
Прозрачность закупа ЛС Прозрачность величина, характеризующая, какую часть света пропускает среда без изменения направления его распространения. В экономике прозрачность это показатель открытости компании, ее публичности; показатель того, насколько полно компания готова к бухгалтерской, управленческой и иной информации. Когда любое заинтересованное лицо имеет возможность отслеживать, как развивается бизнес, какие инвестиционные и стратегические планы воплощаются в жизнь руководством
Формулярная система ЛПО 1 % ЛПО отметили в составе клинического фармаколога 72 % не проходили обучение лекарственному менеджменту 44 % ЛПО утверждают о полном удовлетворении потребности в ЛС 76 % несвоевременные поставки ЛС Единым дистрибьютором
Качество ЛС Респонденты отметили 35 % низкую эффективность ЛС 13 % множество побочных действий 3 % дороговизну ЛС 67 % отправляют желтые-карты только в управление здравоохранения В 2008 г. отменен список ЖВЛС
Участие общественных организаций 95 % не привлекают к процессу формирования списка ЛС общественные организации НПО должны участвовать на всех циклах закупа ЛС, в мониторинге закупа, что значительно повысит эффективность и прозрачность закупа ЛС
Организация тендера Два этапа по рекомендациям ВОЗ – 1. Конкурс качества 2. Политика наименьшей цены В Казахстане 1.Соответствие квалификационным требованиям 2.Политика на «понижение цены» 3.Поддержка отечественного производителя и доведение до 50 % для сохранения национальной безопасности (ВОЗ – 25 – 30 %)
Пути улучшения качества и прозрачности ЛО Целью проекта Национальной лекарственной политики должно быть укрепление здоровья и качества жизни пациента Фундамент нормативно-правовая база ЛО согласно международным рекомендациям Активное вовлечение общественного сектора с правом решающего голоса в систему ЛО Иформирование населения через СМИ, интернет о финансировании, расходах и мониторинге Мониторинг побочных действий через пациента Разработка и введение персонифицированного учета ЛС Актуальны рекомендации ОС О гарантированных правах на ЛО от 21 мая 2009 г.