КГБС(К)ОУ «Заринская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» Структура взаимоотношений учащихся в процессе коммуникативной деятельности по возрастам Составила: Ибрагимова Е.Г., социальный педагог 2013
Общение детей со сверстниками Психическое развитие ребенка начинается с общения. Это первый вид социальной активности.
Правильно организованное общение - обогащает детей впечатлениями - является источником разнообразных эмоций - учит сопереживать, радоваться, сердиться - помогает преодолеть робость - способствует становлению личности - формирует представление о другом человеке – ровеснике - начинает развивать способность понимать других людей - подготавливает к последующему общению со сверстниками
Возрастные группы коммуникативной деятельности Младенчество и ранний детский возраст Дошкольный и младший школьный возраст Подростковый возраст Раннее юношество
Младенчество и ранний детский возраст С младенческого и раннего возраста основную роль играют биологические потребности детей и некоторые прирожденные формы социального поведения, которые действуют наряду с механизмами приобретения жизненного опыта. Для полноценного развития в период младенчества ребенку необходимо проникнуться доверием к тому человеку, который ухаживает за ним. Эмоциональное и социальное развитие ребенка в этом возрасте в меньшей степени зависит от удовлетворения его органических потребностей, чем от характера общения и складывающихся взаимоотношений с окружающими людьми. В младенческом возрасте у всех нормально развивающихся детей появляется эмоциональная привязанность, которая служит основой для последующего эмоционального и социального развития.
Младенчество и ранний детский возраст аффилиативная потребность (потребность в общении) совместная предметная деятельность контакты со сверстниками первые детские привязанности
Дошкольный и младший школьный возраст Игра как основной вид деятельности. Появление мотивации общения. Появление у ребенка потребности в хороших взаимоотношениях с окружающими. Поступление в школу расширяет сферу и содержание общения. Начало образования неофициальных объединений детей на базе личных интересов.
Подростковый возраст Две системы взаимоотношений: со взрослыми, со сверстниками. Со сверстниками взаимоотношения обычно строятся как равнопартнерские и управляются нормами равноправия, в то время как отношения с родителями и учителями остаются неравноправными. 2 вида взаимоотношений: товарищеские и дружеские. Жить групповой жизнью – характерная черта детей именно подросткового возраста. «Кодекс товарищества». Потребность в близком друге Лидер. Романтические отношения.
Ранее юношество Дифференциация и стабилизация в развитии отношений со сверстниками и взрослыми. Первая любовь и связанные с нею отношения. Выбор профессии и переход на новый уровень развития взаимоотношений с окружающими.
Приятного общения!