Цели и задачи психолого - педагогического сопровождения участников государственной ( итоговой ) аттестации
Цель концепции модернизации российского образования Обеспечение высокого качества российского образования, которое не сводится только к обученности учащихся, набору знаний и навыков, но связывается с воспитанием, понятием «качество жизни», раскрывающимся через такие категории, как «здоровье», «социальное благополучие», «самореализация», «защищенность». Особенностью развития системы психолого- педагогического сопровождения на современном этапе является необходимость решения задач сопровождения ребёнка в условиях модернизации образования, изменений в его структуре и содержании.
Важнейшая задача модернизации образования Доступность качественного образования, его индивидуализация и дифференциация: защита прав личности обучающегося, обеспечение его психологической и физической безопасности; квалифицированная комплексная диагностика возможностей и способностей ребёнка начиная с раннего возраста; реализация программ преодоления трудностей в обучении; участие специалистов системы сопровождения в разработке образовательных программ, адекватных возможностям и особенностям учащихся; участие специалистов сопровождения в психолого- педагогической экспертизе профессиональной деятельности педагогов образовательных учреждений, образовательных программ и проектов; психологическая помощь семьям детей групп особого внимания.
Цель психолого-педагогического сопровождения Обеспечение нормального развития ребёнка в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте
Задачи психолого-педагогического сопровождения: предупреждение возникновения проблем развития ребёнка; помощь ребёнку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями и родителями; психологическое обеспечение образовательных программ; развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.
Виды (направления) работ по психолого- педагогическому сопровождению: профилактика; диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг)); консультирование (индивидуальное и групповое); развивающая работа (индивидуальная и групповая); коррекционная работа (индивидуальная и групповая); психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей; экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений).
Единый государственный экзамен это новая реальность в нашем образовательном пространстве, а проблемы подготовки к ЕГЭ – это поле деятельности не только педагогов, но и психологов. Единый государственный экзамен это новая реальность в нашем образовательном пространстве, а проблемы подготовки к ЕГЭ – это поле деятельности не только педагогов, но и психологов. Актуальность реализации программ психолого-педагогического сопровождения участников ЕГЭ определяется значительным процентом детей и подростков, испытывающих эмоциональное напряжение, связанное со школьной ситуацией, и теми последствиями для здоровья, которые могут возникнуть в ситуации сильных эмоциональных переживаний.
Готовность учащихся к сдаче экзамена в форме ЕГЭ Информационная готовность Предметная готовность Психологическая готовность информированность о правилах поведения на экзамене, информированность о правилах заполнения бланков готовность по определённому предмету, умение решать тестовые задания состояние готовности - «настрой», внутренняя настроенность на определённое поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действия в ситуации сдачи экзамена
Программа психолого-педагогической поддержки участников аттестации Отработка стратегии и тактики поведения в период подготовки к единому государственному экзамену. Обучение навыкам саморегуляции и самоконтроля, повышение уверенности в себе, в своих силах. Повышение стрессоустойчивости участников.
Задачи программы Повышение сопротивляемости стрессу. Отработка навыков уверенного поведения. Развитие способности к самопознанию и рефлексии собственного состояния и поведения. Развитие чувства эмпатии, внимания к себе и доверия к окружающим. Помощь в осознании собственной ответственности за поступки, в анализе своих установок. Обучение навыкам конструктивного взаимодействия с окружающими.
Методы проведения занятий Групповая дискуссия Игровые методы Медитативные техники Анкетирование Мини-лекции Творческая работа Устные или письменные размышления по предложенной тематике Арттерапевтические методы Ролевые игры и упражнения Моделирование ситуации Методы саморегуляции
Основные трудности выпускников, участвующих в независимом оценивании учебных способностей Когнитивные трудности – трудности, связанные с особенностями и переработки информации в ходе ЕГЭ, со спецификой работы с тестовыми заданиями. Личностные трудности обусловлены особенностями восприятия учеником ситуации экзамена, его субъективными реакциями и состояниями. Процессуальные трудности связаны с самой процедурой единого государственного экзамена. Эта процедура имеет инновационный, непривычный характер, что может явиться причиной значительных трудностей на экзамене.
Психологическая характеристика личности учащихся по степени восприятия и переработки информации Правополушарные дети Дети-синтетики Тревожные дети Неуверенные дети Аудиалы и кинестетики «Застревающие» дети Гипертимные дети Астенические дети Перфекционисты и «отличники» Дети, испытывающие недостаток произвольности и самоорганизации
Спасибо за внимание!