Былины - это эпические песни, в которых воспеты героические события или отдельные эпизоды древней русской истории. Образы богатырей, их необыкновенные подвиги поэтически соединили реальную жизненную основу с фантастическим вымыслом. Былина - от слова «быль», другое название былины - старина Боевой наряд война русской дружины в Древней Руси
Певцы-сказители исполняли былины под аккомпанемент гуслей. Композиционную основу многих былин составляет антитеза «Илья Муромец и Калин-царь» «Алёша Попович и Тугарин» «Добрыня Никитич и Змей»
Композиция былин зачин завязка действия развитие действия кульминация развязка
Стольный град Древней Руси В зачине указывается, откуда выезжает богатырь, место действия, или рассказывается о рождении богатыря, об обретении им силы Из того ли из города из Муромля, Из того ли да с села Карачирова Выезжал дородный добрый молодец. Он стоял заутреню во Муроме Ай к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град.
Повествование в былине ведётся неторопливо, величаво. В развёртывании сюжета обязательно присутствуют разнообразные и многочисленные повторения. Замедленность действия достигается путём утроения эпизодов, повторения общих мест, речей героев.
В поэтический стиль былины включались повторения слов: черным-черно, много-множество, крепко-накрепко, скорым-скоро и синонимы: злодей-разбойник, путь-дорога, драться-ратиться, дани-пошлины Микула Селянинович и Вольга Всеславьевич
Важная особенность былины: изображение множественного в единичном обобщённом (синекдоха) Былины переносили качество массы на одно лицо: изображали не всю древнерусскую дружину, а отдельных войнов-богатырей, побеждающих несметные полчища врагов. Вражеская сила также могла изображаться в единичных фантастических образах (Идолище, Соловей- разбойник, Тугарин) Илья Муромец и Идолище Поганое
Гипербола – главный художественный приём в былине Гиперболы использовались для изображения несметного вражеского войска силы богатыря устрашающего крика врага необычайной битвы; для развенчания врагов Алёша Попович и Тугарин Добрыня Никитич и Змей
Эпитеты и сравнения – важные художественно-изобразительные средства в былине Чистое поле, добрый конь, палица булатная, стрела калёная, палаты белокаменные Тугарин почернел, как осення ночь, Алёша Попович стал, как светел месяц
В.М. Васнецов «Три богатыря»