Преподавание теории вероятностей и статистики в средней школе. Только трудности? Стоит ли браться?
Высшее назначение математики… состоит в том, чтобы находить скрытый порядок в хаосе, который нас окружает. Винер Н.
Теорию вероятностей и статистику действительно трудно преподавать в школе, потому что:
1. В школе отсутствует традиция преподавания данного курса.
2. На момент введения нового предмета среди учителей математики не было достаточного количества учителей, свободно владеющих содержанием курса статистики и теории вероятностей. Легче делать то, что давно хорошо получается.
3. Отсутствие разнообразной методической литературы, в которой нуждается учитель.
4. Отсутствие методики преподавания теории вероятностей и статистики в средней школе.
5. Кардинальное изменение стиля работы учителя.
6. Изменение стереотипа поведения учащихся на уроке и при выполнении домашнего задания.
7. Изменение отношения учеников к случайному; несовпадение имеющихся у детей житейских представлений о случайном с научными взглядами.
8. Усвоение вероятностных и статистических понятий происходит только на уроках теории вероятностей и статистики и не подкрепляется при изучении других школьных предметов.
9. Традиционная трудность математических дисциплин – это трудность анализа текста условия и, как следствие, неумение решать сюжетные задачи.
Итак, стоит ли браться за преподавание нового предмета «Теории вероятностей и статистики», несущей нам всем: учителям, ученикам, их родителям, столько трудностей и тревог?
Стоит ли менять свой привычный школьный образ жизни, свои привычные, годами обкатанные методы работы? Где найти время на погружение в содержательно новый раздел математики? На чьи методические советы и поддержку опереться в своей работе?..
Знакомство со стохастическими процессами обогащает знание учащихся о мире, в котором мы живем. Теория вероятностей – это математика в условиях неопределенных процессов, что более важно для применения ее к прикладным вопросам современности.
Выпускник школы будет способен проанализировать данные, сможет критически отнестись к информации, будет понимать роль случайных событий в жизни человека и общества.
Ученики раскроют огромные возможности математики для решения производственных задач.
Произойдет развитие вероятностного мышления у учащихся, сформируется понимание способов упорядочивания случайности математическими методами, способность найти в случайном закономерность, измерить случайность числом.
Силы для преодоления перечисленных выше трудностей появятся! Ведь именно учитель математики откроет детям мир случайного! Это важнейшая мировоззренческая задача преподавания теории вероятностей и статистики.
Спасибо за внимание! ГОУ СОШ 1032 ВАО Г. Москва