Общая биология. 9 класс Обмен веществ Автор работы учитель географии 1 кв.кат. АСОШ 3 им.Г.С.Боровикова Алексеевское 2010
Обмен веществ-это …..(стр.9-10 учебника) Синтез (=ассимиляция) (=пластический обмен) Синтез (=ассимиляция) (=пластический обмен) Распад (=диссимиляция) (= энергетический обмен) Распад (=диссимиляция) (= энергетический обмен) Простое вещество Сложное вещество Простое вещество Сложное вещество Простое вещество Простое вещество _- энергия из АТФ,ферменты +энергия в АТФ,тепло
Найдите соответствие, из каких мономеров синтезируются сложные молекулы(полимеры) 1. белков 2.углеводов 3.нуклеиновых кислот 4.липидов А.из глицерина и жирных кислот Б. из аминокислот В. Из моносахаров Г. Из нуклеотидов
Синтез любого вещества осуществляется белками-ферментами. А информация, как устроено вещество, закодировано в ДНК( или в хромосомах, состоящих из генов). Поэтому ДНК называют матрицей. Генотип-совокупность генов данной клетки. Кариотип-совокупность хромосом конкретного вида.
Кариотип или генотип?
Молекула ДНК. Варианты соединения нуклеотидов. Принцип комплементарности.
Генетический код.
Триплет(64 шт.)-комбинация из трех нуклеотидов(например, ГАУ). Генетический код-соответствие аминокислот триплетам(например, глицин-ГГУ) Свойства генетического кода: 1. Триплетный 1. Однозначный=специфичный 2. Универсальный 3. Непрерывный 4. Вырожденный(1 Ак-та----- >1кода) =избыточный
Синтез белка или пластический обмен. Для синтеза необходимы 1. Информация на матрице (ДНК) о последовательности аминокислот в синтезируемой молекуле белка. 2. Рибосома-место сборки белка. 3. И-РНК-молекула, несущая информацию от матрицы к рибосоме 4. Т-РНК-молекулы, «подвозящие» аминокислоты =запчасти к месту сборки. 5. Р-РНК-молекула, «сшивающая» аминокислоты в молекулу белка.
Синтез белка на рис.61 на стр.115 в учебнике. Транскрипция-это переписывание информации с ДНК на и-РНК.(в ядре) Трансляция-это сборка аминокислот в полипептидную цепь в порядке определяемом и-РНК.(в цитоплазме)
Закрепление. Дайте определения терминам: 1. Триплет(кодон) 2. Генотип 3. Ассимиляция 4. Знак препинания 5. Генетический код 6. Энергетический обмен 7. Специфичность 8. Транскрипция 9. Трансляция 10. Ген 11. Нуклеотид. 1. Единица строения хромосомы 2. « тройки» нуклеотидов 3. Сборка белковой молекулы в рибосоме 4. Переписывание с матрицы на и-РНК 5. Соответствие 1 триплета 1 аминокислоте. 6. Зависимость между триплетами нуклеотидов и аминокислот. 7. Совокупность генов данной клетки 8. Совокупность реакций биосинтеза. 9. Распад сложных веществ 10. Кодон, «запускающий» синтез 11. Единица строения ДНК
Дана цепочка нуклеотидов : А Т Т Г А А Г Т Ц. 1.Постройте вторую цепочку ДНК, комплементарную данной. 2.Постройте цепочку и-РНК с данной цепочки ДНК,учитывая, что в РНК вместо азотистого основания цитозин встает урацил. Разбейте процесс биосинтеза белка на этапы и озаглавьте их. В чем заключается участие белков- ферментов при синтезе белковой молекулы?
Домашнее задание. Пар. 23 Термины. «О фотосинтезе» как о молекулярном процессе.
Процесс, противоположный пластическому обмену ? Что вы знаете об энергетическом обмене? Сколько энергии выделяется при расщеплении 1г 1. белка? 2. углевода? 3. липида? Какова,по-вашему,роль белков-ферментов в расщеплении веществ?
Выделившаяся при расщеплении энергия в основном запасается в молекулах АТФ (аденозинтрифосфорной кислоты). В пар.24 на стр. 118 найдите описание строения молекулы АТФ. Что такое АДФ? АМФ? А на данной схеме….? Что такое макроэргическая связь?(40 кДж вместо12) Как клеткой может использоваться энергия? Где синтезируется АТФ?
Какой органоид- «силовая станция» клетки?
Организмы по способу получения энергии делятся на автотрофов и гетеротрофов. Автотрофы используют энергию света(солнечного, искусственного) или энергию химических реакций. Первые называются фотосинтетиками (зеленые растения). Вторые называются хемосинтетиками (молочно-кислые бактерии, дрожжи,серобактерии,железобактерии, нитрифицирующие...) Запишите сведения в виде схемы
Этапы энергетического обмена в митохондриях. (со стр запишите в виде схемы этапы диссимиляции) 1 этап: Подготовительный 2этап:Анаэробное дыхание(=гликолиз=брожение) 3этап:Аэробное дыхание Р.S. Гликолиз,т.е. расщепление глюкозы. Этапы характерны для гетеротрофов и всех автотрофов.
1 этап : подготовительный. Полисахара глюкоза Белки аминокислоты Жиры глицерин+жирные к-ты Нуклеин. к-ты нуклеотиды (выделяется мало энергии в виде теплоты)
2 этап: Гликолиз. (без кислорода) В мышцах:1 глюкоза 2 молочная кислота У дрожжей:1 глюкоза 1этил. спирт + СО У бактерий:1 глюкоза 1ацетон 1уксусн. к-та 2 АТФ 40% Теплота 60% (теряется )
3 этап: Аэробное дыхание. ( с участием кислорода, ферментов). 2 молочная к-та 2(Н О + С О ) 1 уксусн. к-та Н О + С О 1 этилов. спирт Н О + С О Основную роль в обеспечении клетки энергией играет аэробное дыхание(36 АТФ). 36 АТФ
Специфика энергетического обмена у фототрофов. (синтез АТФ в митохондриях+синтез АТФ в хлоропластах) Фотон+хлорофилл «возбужденный» хлорофилл (избыток энергии) Н 24Н+6СО=глюкоза+6 Н О (химич. энергия) ОН ОН+ОН+ОН+ОН=О +2Н О (радикалы) Выделены продукты фотосинтеза. тепл о свет Р+АДФ= 1080 АТФ ( анаэробные условия ) Фотолиз (разложение воды под влиянием света) Н О= ОН +Н
Закрепление. 1*.Разбейте процесс фотосинтеза на этапы и озаглавьте их. 2*.Сравните энергетический обмен в митохондриях и в хлоропластах. 3.Напишите определения терминов:фотолиз,фотосинтез,хемотроф, автотроф, гетеротроф,гликолиз,аэробное дыхание, анаэробное расщепление,энергетический обмен. 4.В чем заключается роль АТФ в обмене веществ в клетке? 5*.Когда организмы приобрели способность к кислородному расщеплению и какое это имело значение для эволюции организмов?
Домашнее задание. Пар.24 «Все о бактериях»- индивидуальный доклад Уметь описывать ход энергетического обмена