4 июля 2008 г. РОССИЯ 2020: Концепция обеспечения экономического лидерства Министерство экономического развития Российской Федерации
2 Министерство экономического развития Российской Федерации ДОСТИЖЕНИЕ РОССИЕЙ СТАТУСА ОДНОГО ИЗ ГЛОБАЛЬНЫХ ЛИДЕРОВ XXI ВЕКА: привлекательный образ и высокое качество жизни вхождение в пятерку стран-лидеров по объему ВВП передовые позиции в глобальной экономической и технологической конкуренции надежное обеспечение национальной безопасности и реализации конституционных прав граждан Стратегическая цель
3 Образ России в 2020 году 1. Выход России на стандарты благосостояния развитых стран высокий уровень жизни (кратный рост среднедушевого ВВП, средняя продолжительность жизни – лет) кратное увеличение доли среднего класса, превращение его в основную движущую силу модернизации, построения инновационной экономики доступность качественных услуг образования и здравоохранения для всех категорий населения комфортные условия проживания (социальный климат, личная безопасность, благоприятная экология, доступное комфортное жилье, развитая система общественных услуг...) 2. Инновационное лидерство 5-10%-ая доля на рынках высокотехнологичных товаров и интеллектуальных услуг по 8-10 позициям, включая: ядерные технологииавиастроение судостроениепрограммное обеспечение вооружения и военная техника образовательные услуги космические услуги и производство космических аппаратов Ведущие позиции в фундаментальных и прикладных научных разработках и связанных с ними технологиях (IT, нано-, биотехнологии и т.д.)
4 Министерство экономического развития Российской Федерации Образ России в 2020 году 3. Эффективность национальной экономики, отвечающая требованиям глобальной конкурентоспособности кратный рост производительности труда, в отдельных секторах – до 5-7 раз энергоемкость – снижение до 2 раз от текущего уровня высокая конкурентность рынков 4. Ключевая роль России в поставках энергоресурсов на мировые рынки: географическая и продуктовая диверсификация поставок Россия – логистический узел в глобальной энергетической инфраструктуре Россия – ключевой участник выработки правил функционирования глобальных энергетических рынков
5 Министерство экономического развития Российской Федерации Образ России в 2020 году 5. Глобальные конкурентные преимущества в сфере транспорта: опорная транспортная сеть, интегрированная в мировую транспортную инфраструктуру крупнейшая транзитная страна экономическая и социальная эффективность транспорта (мобильность населения, сроки и безопасность доставки грузов, интермодальность и т.д.) 6. Сбалансированность пространственного развития: новые территориальные центры роста в Сибири, Поволжье, на Урале, Дальнем Востоке и Юге России новые инновационные территориальные кластеры (6-8 кластеров к 2020г.: г.Жуковский, «Титановая долина» и др.) низкая межрегиональная дифференциация по уровню социально- экономического развития
6 Министерство экономического развития Российской Федерации Образ России в 2020 году 7. Россия – один из мировых экономических «центров силы»: лидерство России в интеграционных процессах на евразийском пространстве устойчивость связей с мировыми экономическими центрами активная роль в выработке мирового экономического порядка и решении глобальных проблем 8. Гарантированная реализация конституционных прав граждан: развитые демократические институты реальное применение норм права, эффективная судебная система эффективная система обеспечения национальной безопасности и личной безопасности граждан
7 Министерство экономического развития Российской Федерации Вызовы устойчивому развитию России в долгосрочной перспективе Вызовы устойчивому развитию России в долгосрочной перспективе : изменение характера глобализации новая технологическая волна возрастание роли человеческого капитала в экономическом развитии исчерпание источников экспортно-сырьевого типа развития
8 Министерство экономического развития Российской Федерации Изменение характера глобализации РИСКИ Расширение доступа к ресурсам развития (финансовые, технологические, кадровые, природные) Перспектива стать центром региональной интеграции Участие в выработке нового мирового экономического порядка Утрата имеющихся конкурентных преимуществ Потеря контроля за собственными ресурсами Разрыв между конкурентоспособными секторами и регионами и деградирующей остальной экономикой Риски для национальной финансовой системы РИСКИ ВОЗМОЖНОСТИ 1.Усиление глобальной конкуренции, в т.ч. за ресурсы развития 2.Охват глобализацией новых сфер 3.Изменения в мировом экономическом порядке (появление новых центров силы)
9 Министерство экономического развития Российской Федерации Новая технологическая волна 1.Появление к 2015г. новых прорывных технологий (в т.ч. на основе комбинации нано-, био- и IT-технологий) 2.Формирование новых стран-лидеров в сфере развития технологий как из числа развитых стран, так и среди развивающихся РИСКИ Лидерство по ряду важнейших технологических направлений Формирование новых инновационных отраслей экономики и новых рынков Модернизация традиционных отраслей на новой технологической основе Углубление технологического, а в последствии – экономического и социального разрыва с развитыми странами Обесценение существующего научно- образовательного потенциала ВОЗМОЖНОСТИ
10 Министерство экономического развития Российской Федерации Возрастание роли человеческого капитала в экономическом развитии РИСКИ ВОЗМОЖНОСТИ 1.Критическая зависимость конкурентоспособ-ности экономики от качества человеческого капитала 2.Исчерпание возможностей экономического развития за счет дешевизны рабочей силы и экономии на образовании и здравоохранении Превращение высокого образовательного и культурного уровня населения в ведущий фактор экономического развития Повышение мотивациинаселения к производительному труду Повышение мотивации населения к производительному труду Усиление социальной дифференциации в связи с неравенством доступа к качественному образованию В случае нереформирования систем образования и здравоохранения – утрата потенциала к инновационному экономическому развитию
11 Министерство экономического развития Российской Федерации Исчерпание источников экспортно- сырьевого типа развития РИСКИ ВОЗМОЖНОСТИ 1.Исчерпание возможностей форсированного наращивания топливного и сырьевого экспорта 2.Снижение ценовой конкурентоспособности из-за укрепления рубля, и удорожания производственных ресурсов – рабочей силы, топлива, электроэнергии Усиление мотивации к внедрению новых технологий Расширение инновационной активности Увеличение импорта и нарастание дисбаланса во внешней торговле Повышение уязвимости к внешним шокам Падение конкурентоспособности и замедление темпов экономического роста
12 Внутренние ограничения и проблемы развития до 2020 Низкая конкурентность рынков Сложность создания бизнеса «с нуля» Негативные тенденции в развитии человеческого капитала Ресурсные и инфраструктурные ограничения Неэффективность бизнеса Неэффективность государства Макроэкономические факторы Проблемы и ограничения Рост социального и регионального неравенства Деградация социальной сферы Низкая эффективность образования и здравоохранения Усиление дефицита трудовых ресурсов Усиление ограничений со стороны инфраструктуры Риски неустойчивости платежного баланса Риск инфляционных скачков Нарастание дисбаланса в пенсионной системе Низкая капитализация бизнеса, неэффективный менеджмент Слабость самоорганизации бизнеса Технологическое отставание Низкая эффективность госуправления и рост барьеров для бизнеса Неразвитость институтов
13 Министерство экономического развития Российской Федерации Основные направления перехода к инновационному социально- ориентированному развитию 1.развитие человеческого потенциала 2.создание инновационной институциональной среды, стимулирующей предпринимательскую активность и привлечение капитала в экономику 3.структурная диверсификация экономики на основе инновационного технологического развития 4.закрепление и расширение глобальных конкурентных преимуществ России 5.расширение и укрепление внешнеэкономических позиций России, повышение эффективности ее участия в мировом разделении труда 6.переход к новой сбалансированной модели пространственного развития российской экономики
14 Министерство экономического развития Российской Федерации Основные направления перехода к инновационному социально- ориентированному развитию доступность качественных услуг образования, здравоохранения, культуры преодоление сложившихся негативных демографических тенденций комфортная среда обитания для человека (жилье, экология, личная безопасность) мобильность трудовых ресурсов формирование профессиональной культуры, трудовых и предпринимательских ценностей устойчивый рост заработной платы в соответствии с производительностью труда достойный уровень жизни пенсионеров эффективная поддержка бедного населения социальные услуги для «уязвимых» категорий населения человеческий потенциал инновационная институциональная среда диверсификация экономики использование традиционных глобальных конкурентных преимуществ укрепление внешнеэкономических позиций сбалансированная модель пространственного развития
15 Министерство экономического развития Российской Федерации Основные направления перехода к инновационному социально- ориентированному развитию конкурентность рынков, демонополизация экономики снижение рисков в экономике, макроэкономическая стабильность, защита прав собственности доступ компаний к долгосрочным финансовым ресурсам, развитие финансовых рынков поддержка создания новых компаний и видов бизнеса, основанных на инновациях высокое качество государственного администрирования снижение административных барьеров и коррупции стимулирование развития малого бизнеса самоорганизация предпринимательского сообщества человеческий потенциал инновационная институциональная среда диверсификация экономики использование традиционных глобальных конкурентных преимуществ укрепление внешнеэкономических позиций сбалансированная модель пространственного развития
16 Министерство экономического развития Российской Федерации Основные направления перехода к инновационному социально- ориентированному развитию формирование национальной инновационной системы лидерство в научных исследованиях и технологиях по приоритетным направлениям создание центров глобальной конкурентоспособности в обрабатывающих отраслях обеспечение экономики высокопрофессиональными кадрами, непрерывное образование создание территориально-производственных кластеров поддержка экспорта высокотехнологичной продукции по всему циклу разработок и производства человеческий потенциал инновационная институциональная среда диверсификация экономики использование традиционных глобальных конкурентных преимуществ укрепление внешнеэкономических позиций сбалансированная модель пространственного развития
17 Министерство экономического развития Российской Федерации Основные направления перехода к инновационному социально- ориентированному развитию стабильность поставок энергоресурсов мировым потребителям, географическая и продуктовая диверсификация экспорта развитие крупных узлов энергетической инфраструктуры международного значения на территории или под контролем России формирование конкурентоспособной транспортной инфраструктуры укрепление позиций России на мировом рынке продукции лесопромышленного комплекса реализация аграрного потенциала человеческий потенциал инновационная институциональная среда диверсификация экономики использование традиционных глобальных конкурентных преимуществ укрепление внешнеэкономических позиций сбалансированная модель пространственного развития
18 Министерство экономического развития Российской Федерации Основные направления перехода к инновационному социально- ориентированному развитию диверсификация экспорта и рационализация импорта формирование таможенного союза в ЕврАзЭС превращение России в один из мировых финансовых центров (рубль – региональная резервная валюта) перенос акцента от внешней торговли товарами к глобальной производственной кооперации (совместные проекты, взаимный обмен активами, выход на рынки третьих стран и т.д.) человеческий потенциал инновационная институциональная среда диверсификация экономики использование традиционных глобальных конкурентных преимуществ укрепление внешнеэкономичес- ких позиций сбалансированная модель пространственного развития
19 Министерство экономического развития Российской Федерации Основные направления перехода к инновационному социально- ориентированному развитию формирование новых центров развития в Поволжье и на Урале, Юге России, в Сибири и на Дальнем Востоке сокращение экономической дифференциации территорий укрепление системы стратегического управления региональным развитием повышение сбалансированности обязательств региональных и муниципальных властей и их финансовых возможностей человеческий потенциал инновационная институциональная среда диверсификация экономики использование традиционных глобальных конкурентных преимуществ укрепление внешнеэкономических позиций сбалансированная модель пространственного развития
20 Министерство экономического развития Российской Федерации ОСНОВНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ (национальные программы)ОбразованиеЗдравоохранениеЭкологияЖилье Пенсионная система Национальная инновационная система Качество государственного управления Конкурентоспособность высокотехнологичных отраслей Финансовая инфраструктура Развитие энергетики и энергоэффективность Транспортная инфраструктура Создание новых центров регионального развития Евразийское экономическое пространство
21 Три этапа инновационного развития Человеческий потенциал неотложные меры в сфере демографии, снижение смертности минимальная зарплата = прожиточному минимуму преодоление бедности пенсионеров структурная модернизация образования, здравоохранения механизмы обеспечения доступности жилья, модернизация ЖКХ Институциональная среда конкурентные рынки товаров и услуг, капитала, рабочей силы снижение рисков в экономике налаживание институтов ГЧП создание эффективного государства, снижение коррупции поддержание макроэкономического равновесия, снижение инфляции до 5-6% I этап ( годы ) II этап ( годы ) III этап ( после 2018 года ) распространение стандартов здорового образа жизни эффективное экологическое регулирование переход к индивидуализированному непрерывному образованию инновационные технологии в здравоохранении и образовании, улучшение кадрового обеспечения современные стандарты жилищных условий эффективная пенсионная система адаптация экономических институтов к требованиям глобальной мобильности факторов производства и трансграничной производственной кооперации обеспечение глобальной конкурентоспособности торговли, банковского сектора, финансовых рынков снижение инфляции до уровня 4- 4,5 процента в год стабильные демографические показатели выход на стандарты развитых стран по обеспечению услугами образования и здравоохранения комфортный тип расселения, доступный для основной массы населения снижение бедности до уровня развитых стран адаптация государственного управления экономикой к сетевым международным формам ведения бизнеса, системам глобальной кооперации развитие гражданского контроля за деятельностью государства и корпораций снижение инфляции до уровня около 3 процентов в год
22 Министерство экономического развития Российской Федерации Три этапа инновационного развития Диверсификация формирование НИС, модернизация науки и профобразования модернизация отраслей хайтека в кооперации с ведущими мировыми производителями, выход на мировые рынки с новыми продуктами повышение конкурентоспособности массовых обрабатывающих производств содействие развитию малого и среднего бизнеса «Традиционные» конкурентные преимущества преодоление дефицита энергомощностей, завершение реформы э/энергетики, ж/д завершение крупномасштабных проектов в ТЭК, формирование новых направлений экспорта углеводородов активное освоение новых месторождений создание основных элементов опорной транспортной сети интеграция НИС в глобальную инновационную систему, создание интегрированных научно- образовательных систем укрепление позиций российских компаний на мировых высокотехнологичных рынках интенсивное технологическое обновление массовых производств, формирование центров глобальной компетенции обеспечение экономики высокопрофессиональными кадрами внедрение новых технологий в электроэнергетике, расширение ресурсной базы формирование опорной транспортной сети, интегрированной в мировую транспортную систему распространение новых транспортно-логистических технологий развитие экологически чистых способов производства энергии; интеграция транспортной и энергетической системы в структуры глобальной экономики, полноценное функционирование международных транспортных коридоров; развитие новых высокоскоростных транспортных технологий устойчивое развитие высокотехнологичного сектора, как составной части мирового рынка формирование новых высококонкурентных отраслей, основанных на «экономике знаний» интеграция обрабатывающих отраслей в мировую экономику на основе их встраивания в глобальные цепочки производства добавленной стоимости развитие экологически чистых производств
23 Три этапа инновационного развития Внешнеэкономическое позиционирование создание ТС со странами ЕврАзЭС обеспечение мобильности факторов производства в рамках евразийского экономического пространства устойчивые производственно- кооперационные связи со странами-технологическими лидерами присоединение к ВТО Пространственное развитие новые центры развития на Юге России, в Восточной Сибири и Дальнем Востоке развитие местного самоуправления создание системы территориального планирования инновационные кластеры I этап ( годы ) II этап ( годы ) III этап ( после 2018 года ) обеспечение функционирования ТС и формирование единого экономического пространства в рамках ЕврАзЭС расширение отношений с мировыми экономическими центрами, участия в региональных организациях Азиатско-Тихоокеанского региона превращение российского рубля в ведущую региональную валюту комплексное развитие территорий Сибири и Дальнего Востока, закрепление населения в восточных регионах страны снижение территориальной социально-экономической дифференциации обеспечение сбалансированности доходной базы и расходных обязательств регионов. обеспечение работоспособности экономических объединений на евроазиатском экономическом пространстве активная роль России в выработке мирового экономического порядка и решении глобальных проблем в рамках участия в международных институтах сотрудничества превращение России в один из мировых финансовых центров, обеспечение лидирующих позиций на финансовых рынках большого евразийского пространства обеспечение высокой территориальной мобильности населения и сопоставимых условий жизни на всей территории страны обеспечение высокой экономической активности в восточных и южных регионах страны
24 Министерство экономического развития Российской Федерации Индикаторы перехода к инновационной экономике Диверсификация экономики: Вклад инновационных факторов в рост ВВП – п.п. Доля высокотехнологичного сектора и экономики знаний в ВВП, % 1,6 10, Инновационная активность: Доля инновационной продукции в выпуске промышленности, % Доля пром предприятий, осуществляющих инновации, % Общие затраты на исследования и разработки, % ВВП 4,8 13 1,05 25 – –5 0 3,5 - 4 Человеческий капитал и социальная инфраструктура: Расходы на образование, % ВВП Расходы на здравоохранение, % ВВП 4,8 4,4 5,5-6 6,5-7
25 Министерство экономического развития Российской Федерации Спасибо за внимание