С.В. Иванов. Смутное время
Памятник К. Минину и Д. Пожарскому Скульптор И.П. Мартос, архитектор В.П. Якимов
Материал для учителя Право установки монумента долго оспаривали Москва и Нижний Новгород, жители которого собирали средства как на ополчение, так и на создание памятника, и откуда был родом один из прославленных героев Козьма Минин. Мартос сумел доказать, что лучшее место для памятника – Москва, столица русского государства, место, где была одержана первая победа над захватчиками и откуда началось их изгнание. Памятник был установлен в 1918 году на площади около торговых рядов и стал первым монументом Москвы. Позднее, в 1930 году он был передвинут к храму Василия Блаженного. В рубашке с русским узором стоит перед князем нижегородский староста Кузьма Минин. Властный жест его вытянутой руки устремлен на площадь, к народу. Он призывает воеводу Дмитрия Пожарского возглавить русское войско и спасти Отечество. Опираясь на щит и слегка приподнявшись, Пожарский принимает из рук Минина меч. Постамент под бронзовыми фигурами выполнен из красного финляндского гранита и с двух сторон украшен бронзовыми рельефами. На одном из них изображен эпизод доблестного похода народного ополчения, на другом – нижегородцы, приносящие на алтарь Отечества свои пожертвования.
Смотр войск при открытии памятника Минину и Пожарскому. Гравюра XIXвека.
А.Д. Кившенко. Воззвание Козьмы Минина к нижегородцам Конец XIX в.
Материал для учителя Народное движение, возникшее в Нижнем Новгороде и направленное на освобождение русской земли от интервентов, возглавил нижегородский земский староста, купец Кузьма Минин, получивший впоследствии всероссийскую известность как «выборный от всея земли человек». В своих речах, обращенных к землякам, он призывал жителей Руси подняться на борьбу с иноземными захватчиками за освобождение Отечества, за православную веру, не жалеть жизни своей, а на содержание ратных людей отдать «все злато и серебро и, если надо будет, продать имущество, заложить жен и детей своих». Призывы Минина получили поддержку, несмотря на то, что налог на «содержание ратных людей» был достаточно велик: он составлял пятую часть всего имущества каждого горожанина. Картина изображает сцену сбора средств на создание нового ополчения. На площади перед съезжей избой в центре Нижнего стоит сам Кузьма Минин. Он обращается к жителям с призывом. Перед крыльцом зритель видит все принесенное нижегородцами: здесь и драгоценности, и золотая, серебряная посуда, и ткани, и обувь – сапоги, а рядом – лапти. Каждый отдает то, что у него есть. Молодая женщина принесла ларец с драгоценностями, женщина постарше – свою нарядную одежду. Горожанин в левом углу картины что-то достает из кармана – возможно, последние деньги. Трогательная подробность: дети, пробравшиеся сквозь толпу принесли свои игрушки. Всех людей на картине объединяет один порыв, единое страстное стремление внести свою лепту в дело освобождения земли русской от иноземных захватчиков.
Сабли К.Минина и князя Д. Пожарского. Начало XVII века. Государственный исторический музей.
План Москвы 1611 г.
Э. Лисснер. Изгнание польских интервентов из Московского Кремля в 1612 г.
С Н У З И М Г И Д ЯКСН О П ЖАРДАА Л В Л Й А Р С К И Д И С А В Л П У Н О В ОПЛЧЕНИЕ 1. Польский король, начавший войну с Россией.2. Один из руководителей Второго ополчения.3. Польский королевич, призванный на русский престол.4. Название войны внутри страны.5. Организатор Первого ополчения.6. Народное войско для защиты страны