Дидактические игры, направленные на сенсорное воспитание.
Дидактические игры, направленные на сенсорное воспитание, помогают развивать у детей восприятие, формировать представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. С целью сенсорного развития было разработано дидактическое пособие «Цветные мячики», которое является многофункциональным. Данное пособие может использоваться педагогами при реализации образовательных областей «Социализация», «Здоровье», «Труд», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Познание».
Варианты игр: «Разложи мячики в свои домики» Задачи: формировать умение различать и правильно называть 4-е основные цвета; учить совмещать мячик с отверстием, производить соотносящие действия (ориентир по цвету) ; действовать целенаправленно, последовательно: слева направо, не пропуская отверстие; развивать мелкую моторику пальцев рук. Ход игры: Воспитатель предлагает двум детям разложить мячики в домики, в соответствии с их цветом. Просит назвать цвет мячиков и цвет домиков. Затем дети меняются мячиками и игра повторяется снова.
«Разложи жёлтые мячики в зелёные домики» Задачи: формировать умение различать и правильно называть 4-е основные цвета; упражнять группировать мячики по заданному признаку; развивать внимание, зрительное восприятие, мелкую моторику пальцев рук. Ход игры: Воспитатель кладёт, например, красные мячики в отверстия синей ячейки. Предлагает детям назвать цвет яичек и мячиков. Затем просит ребёнка разложить, например, жёлтые мячики в зелёные ячейки и т. д. Вариантов может быть несколько.
«Продолжи ряд» Задачи: закреплять знание 4-ёх основных цветов; развивать мелкую моторику пальцев рук; внимание; логическое мышление. Ход игры: Воспитатель показывает детям чередующиеся в ячейках мячики двух цветов. И предлагает продолжить их чередовать в начатой последовательности. При проверке задания воспитатель просит детей произносить вслух: «Сначала синее, затем красное. Снова синее, опять красное».
«Найди лишний мячик» Задачи: закреплять знание 4- ёх основных цветов; развивать мелкую моторику пальцев рук; внимание; логическое мышление. Ход игры: Воспитатель показывает детям разложенные, например, синие мячики в желтых ячейках и среди них один зеленый мячик. Предлагает детям назвать, какой мячик лишний, почему. Просит заменить лишний мячик мячиком, подходящим по цвету.
Разработка игр для детей старшего возраста: «Состав числа 5» Задачи: закреплять знание состава числа 5 из двух меньших чисел; развивать мелкую моторику пальцев рук. Ход игры: Воспитатель предлагает детям разложить мячики в ячейки в соответствии знаний состава числа 5 и отобразить это цифрами. «Чередование цветных мячиков» Задачи: учить чередовать мячики по цвету; развивать мелкую моторику пальцев рук; логическое мышление. Ход игры: Воспитатель предлагает детям выполнить чередование, например, красных и жёлтых мячиков. Затем задание можно усложнить: например, чередовать 2 жёлтых мячика и 1 красный.