Теория и практика воздушных операций постоянно обновляются, их показатели изменяются в зависимости от оргструктуры и боевого состава Военно-воздушных сил, состоящих на вооружении авиационных средств поражения, характера и масштаба операций, проводимых Сухопутными войсками на континентальных ТВД и Военно-морским флотом (ВМФ) - на морских и приморских. Развитие теории и практики воздушных операций в зависимости от названных факторов целесообразно рассмотреть по трем периодам: - первый - Великая Отечественная война гг. - второй гг. - третий - с 1999 г. по настоящее время. На базе оргструктур ВВС фронтов, армейской и войсковой авиации с мая по ноябрь 1942 г. создаются 17 крупных авиационных объединений - воздушных армий, которые оперативно подчинялись командующим фронтов, непосредственно - командующему ВВС РККА. Одновременно шло постоянное наращивание резервов Ставки ВГК. С осени 1942 г. и до конца войны было сформировано 30 авиакорпусов и 27 отдельных авиационных дивизий, оснащенных новыми самолетами. В результате удалось провести целый ряд успешных воздушных операций с различными целями.
Главным, определяющим способом решения задач воздушных операций были массированные авиационные удары, в которых принимали участие основные силы ВВС, привлекаемые к операции. Все воздушные операции были наступательными. За время Второй мировой войны не отмечено ни одной оборонительной воздушной операции - противовоздушной. Силы и средства ПВО в Великую Отечественную войну, как свидетельствует ее история, вели весьма успешные боевые действия. По составу сил, принимавших участие в воздушных операциях, все они являлись самостоятельными, т.е. проводились только ВВС РККА и АДД, находившейся до апреля 1944 г. в непосредственном подчинении Ставки ВГК. В годы Великой Отечественной войны не было деления (классификации) воздушных операций по масштабам. Зато они классифицировались по их целям, что и сегодня наиболее целесообразно.
Ныне российские Военно-воздушные силы, образованные путем слияния Войск ПВО и прежних ВВС, - совершенно новый вид Вооруженных сил РФ с присущими ему специфической оргструктурой и новыми же оперативно-стратегическими свойствами, предназначением и основными задачами. Основу оргструктур коренным образом преобразованных ВВС составили армии ВВС и ПВО, воздушные армии ВГК (СН), воздушные армии ВГК (ВТА), округ ВВС и ПВО, отдельные соединения ПВО. Причем армии ВВС и ПВО - первые в отечественной военной истории (и советской, и российской) подобные оперативные объединения. В них входят соединения (отдельные части) бывших самостоятельных видов Вооруженных сил - и ВВС, и ПВО. Все объединения непосредственно подчиняются главнокомандующему ВВС, а оперативно армии ВВС и ПВО подчиняются командующим войсками военных округов (в военное время - командующим войсками фронтов). Боевой состав ВВС по сравнению с 1991 г. резко уменьшился. Ударная авиация (бомбардировочная и штурмовая - БА, ША) составляет примерно 1/3 от общего количества авиаполков.
Третий период (с 1999 г. по настоящее время) развития теории и практики воздушных операций имеет особое значение. Это обусловлено, прежде всего, слиянием двух видов ВС России - войск ПВО и ВВС - в один (к 1 октября 1999г.). Новые ВВС обладают важным оперативно- стратегическим свойством: они одновременно предназначены и для наступления (силами и средствами авиации), и для обороны (силами и средствами ПВО). Одной из основных задач преобразованных ВВС является борьба за завоевание господства в воздухе, причем значимость ее эффективного решения постоянно возрастает.
В статье "Теория строительства новых ВВС" изложены новые формы оперативного применения объединений преобразованных Военно-воздушных сил и способы выполнения боевых задач. Воздушные операции нынешних ВВС предлагается классифицировать по двум основным видам военных действий: воздушные наступательные операции (ВНО) и воздушные оборонительные операции (ВОО). Это в максимальной степени соответствует их оперативно-стратегическим свойствам. При такой классификации логично отпадает необходимость подготовки видов Вооруженных сил противовоздушных операций и соответственно зон и районов ПВО, противовоздушных операций на ТВД. Все это многообразие противовоздушных операций, ни одной из которых нет в войнах второй половины XX века, должно отрабатываться в рамках единой теории воздушной операции, а по виду военных действий - в рамках воздушной оборонительной операции. К этому следует добавить и то, что ни зона ПВО, ни район ПВО не являются штатными оргструктурами новых ВВС. Они не могут быть отнесены к оперативному объединению, каким является, к примеру, армия ВВС и ПВО, имеющая по штатному расписанию и командующего, и штаб.
Операция - совокупность согласованных и взаимосвязанных по цели, задачам, месту и времени сражений, боев, ударов и маневров разнородных войск (сил) объединений, проводимых одновременно и последовательно по единому замыслу и плану для решения оперативных и оперативно- стратегических задач на театре войны (военных действий), стратегическом или операционном направлениях в установленный период времени. Операции могут быть общевойсковыми, морскими, воздушными, совместными и самостоятельными.
6 г. В о193ктябре 1940 г. на базе трех АОН образовано первое оперативно- стратегическое авиационное объединение ВВС СССР - Дальнебомбардировочная авиация Главного Командования (ДБА ГК) - предшественник современной ДА. Теория и практика применения новой составляющей оргструктуры ВС обусловили появление новой формы их применения - операции. 6 г. В о193ктябре 1940 г. на базе трех АОН образовано первое оперативно- стратегическое авиационное объединение ВВС СССР - Дальнебомбардировочная авиация Главного Командования (ДБА ГК) - предшественник современной ДА. Теория и практика применения новой составляющей оргструктуры ВС обусловили появление новой формы их применения - операции. Примечательно, что уже тогда именно самостоятельная стратегическая воздушная операция (СВО) считалась основной формой применения ДБА ГК. Боевые действия соединений (частей) ДБА рассматривались как неотъемлемая часть военных действий ДБА, проводимых в промежутках между очередными СВО. Даже полвека спустя подобное сочетание воздушной операции и боевых действий отчетливо прослеживается в воздушной кампании, проведенной ВВС многонациональных сил во время войны в Персидском заливе (1991 г.).