Управление качеством образования на основе совершенствования научно- методической работы Учитель химии МОУ-61 Хрущева Г.А. Челябинск-2010
Обеспечение качества образования – социально-педагогическая проблема, на которую влияют: Интеллектуализация производства Появление рынка образовательных услуг Развитие инновационных образовательных технологий
Качество образования – характеристика системы образования, отражающая степень соответствия Реальные достигаемые результаты, условия образовательного процесса Нормативные требования Социальные и личностные ожидания
Для задач управления Качество образования- уровень решения комплекса задач образования Социализация выпускников Учебные результаты
навыки ориентации и функционирования в современном обществе; соблюдение нормативных требований к условиям обучения; освоение образовательного стандарта ; соответствие образовательных услуг по составу, содержанию и качеству ожиданиям потребителя.
Оценка качества образования Ресурсное обеспечение учебного процесса Свойства образовательного процесса Образовательные достижения обучающихся Качество образовательных программ Степень соответствия государственным стандартам
Государственная система оценки качества образования - Целостная система диагностические процедуры Субъекты с участием государственно-общественных органов управления образованием Оценочные процедуры
Процедуры оценки качества образования Диагностические работы РУО Мониторинг исследования качества в ОУ ГИА ЕГЭ Аттестация педагогов и лицензирование ОУ Социологические опросы
В обеспечении качества образования важную роль играют : учитель ( его профессионализм и личностные качества); ученик (мотивация к обучению, состояние здоровья, психологические характеристики); наличие условий для проведения полноценного учебного процесса ( статус ОУ, материально-техническая база и т.д.). ……..
Учитель – творческая личность. Инструмент повышения педагогического мастерства – совершенствование научно-методической работы. «Вся школа, вся педагогика – это в конечном итоге учитель. Любая педагогическая деятельность может быть повернута учителем во благо или зло. Любой ребенок может стать в его руках или свободной личностью или невольником, рабом.» К.Д. Ушинский Новый тип педагога, в котором развиты умения: исследовательские; диагностические; прогностические. Задача учителя не столько быть источником информации, сколько научить учащихся организации учебной деятельности Наука( исследовательская деятельность, инновационно-проектировочная и т.д. )
Традиционная методическая работа учителя - - повышение профессионального уровня посредством наращивания количества знаний о новых методиках, приемах, технологиях и умений за счет копирования их в своей деятельности.
Сегодня :Научно –методическая работа - целостная многоуровневая, многофункциональная система взаимосвязанных действий, которые способствуют повышению профессионального мастерства учителя. Многоуровневая: Учитель -предметник МО естественнонаучного цикла ОУ РМО учителей химии ГМО учителей химии Областная ассоциация учителей химии ЧИППКРО
Содержание научно-методической работы: Опытно-экспериментальные исследования по различным вопросам преподавания химии; Разработка и корректирование учебных планов и рабочих программ; Обсуждение вопросов инновационных методик в преподавании химии; Анализ и коррекция знаний учащихся, по результатам диагностических процедур; Организация теоретических и научно-практических семинаров; Выявление, обобщение и распространение положительного опыта работы педагогов МО; Изучение и внедрение в образовательный процесс положительного опыта научно-методической работы области, России; Издательская деятельность педагогов.
Пример: Из опыта научно-методической работы МО учителей химии Металлургического района. Тема:«Повышение творческого потенциала учителя и качества знаний учащихся, через внедрение новых технологий и освоение новых форм внеклассной работы». В районе 3 год работает РХО( районное химическое общество учащихся 8-11 классов) Создана творческая группа педагогов, которая занимается планированием работы районного химического общества.
РХО 8 класс: Конкурс «Юный химик» среди учащихся на базе МОУ-73
Консультации по подготовке к ГИА для выпускников 9 классов
На базе лаборатории МОУ-Лицея 82 проводятся занятия РХО по подготовке к ЕГЭ.
Исследовательская работа учащихся: Районная научно-практическая конференция
Практический выход: Около 80% учащихся, занимающихся в РХО, успешно сдали экзамен и поступили на бюджет в ВУЗы.
Экспериментальная деятельность педагогов: В 6 школах района ведется работа по апробации новых учебников химии.
Издательская деятельность учителей МО:
Вывод: Научно-методическая работа учителей химии совершенствуется и является одним из главных рычагов управления качеством образования.