1 Суверенные фонды России в новых бюджетных условиях Дробышевский С.М. руководитель научного направления «Макроэкономика и финансы» Института экономической политики им. Е.Т.Гайдара
2 Суверенные фонды России перед кризисом Резервный фонд: минимизация бюджетных рисков при неблагоприятной конъюнктуре (март 2009 г. – 10,6% ВВП) > Фонд национального благосостояния: пенсионная система (март 2009 г. – 7,7% ВВП)
3 Использование средств суверенных фондов в кризис Резервный фонд: Финансирование дефицита федерального бюджета – 7,6% ВВП в 2009 г., 2,4% ВВП в 2010 г. Фонд национального благосостояния: Кредит ВЭБ (Банку развития) на поддержку банковской системы – 1,1% ВВП Депозит в ВЭБ – 0,1% ВВП (поддержка МСБ) Вложения на внутреннем фондовом рынке – 1,2% ВВП Бюджетный эффект от суверенных фондов: 15% ВВП
4 Текущая ситуация Резервный фонд: на г. – 790,0 млрд. руб. (26,4 млрд. $) 1,6% ВВП Фонд национального благосостояния: на г. – 2726,4 млрд. руб. (91,2 млрд. $) 5,7% ВВП
5 Стратегия-2020 Основные цели бюджетной политики Обеспечение макроэкономической сбалансированности в экономике Ограничения: - Российская экономика – ресурсная - Отсутствие бюджетного правила Решение задач модернизации экономики Ограничения: - Недостаточное качество институтов - Отсутствие резервов наращивания расходов
6 Возможные решения в области бюджетной политики Новое бюджетное правило: - Концепция структурных и конъюнктурных доходов - Финансирование структурного дефицита за счет заимствований (в пределах ограничений на объем долга) - Конъюнктурные доходы сберегаются в Резервном фонде и в Фонде национального благосостояния - Ограничение объема государственного долг Повышение налогов на имущество и потребление Бюджетный маневр: - Недопущение роста (сокращение) расходов бюджета, не связанных с финансированием инновационной экономики - Увеличение расходов по статьям, необходимыми для формирования инновационной экономики (образование, наука, инфраструктура, здравоохранение) на 3-4 п.п. ВВП Повышение эффективности расходов в рамках текущих обязательств Инфляционное обесценение обязательств не допустимо
7 Стратегия-2020 Концепция структурных доходов Структурные доходы федерального бюджет – это расчетные доходы федерального бюджета, получаемые при базовом (среднем за долгосрочный период) уровне цен на нефть и средних темпах роста экономики (3-4% ВВП в год) Структурный дефицит означает, что в среднем – при краткосрочных колебаниях – государство тратит больше, чем собирает доходов, и таким образом перекладывает проблему образующегося долга на будущие поколения.
8 Новые «Бюджетные правила»: Базовая цена нефти: 120 $/bbl (2012) 106 $/bbl (2020) Максимальная допустимая величина финансирования бюджетного дефицита за счет чистых заимствований и приватизации: 2,5% ВВП Предельный размер государственного долга: 25% ВВП Ограничение на «бюджетный маневр» Ограничение на налоговую политику
9 Прогноз динамики суверенных фондов Резервный фонд: max 6,0 % ВВП (2020 г.) при увеличении государственного долга с 11,0% ВВП до 24,9% ВВП Фонд национального благосостояния: 3,0-3,3% ВВП в годах