Обследования звукопроизношения у детей дошкольного возраста
З ВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ - ЭТО ПРОЦЕСС ОБРАЗОВАНИЯ РЕЧЕВЫХ ЗВУКОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИМ ( ДЫХАНЫМ ), ГЕНЕРАТОРН ЫМ ( ГОЛОСООБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ) И РЕЗОНАТОРНЫМ ( ЗВУКООБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ) ОТДЕЛАМИ РЕЧЕВОГО АППАРАТА ПРИ РЕГУЛЯЦИИ СО СТОРОНЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ.
П РИЧИНЫ НАРУШЕНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ Основными причинами нарушений звукопроизношения у детей с нормальным интеллектом, без выраженных отклонений в поведении являются следующие: - нарушения слуха и слуховой дифференциации звуков речи; - нарушение анатомического строения артикуляторного аппарата; - нарушение его нормального функционирования (недостаточная подвижность артикуляторных органов); - неправильная речь окружающих ребенка людей или недостаточное с их стороны внимание к его речи.
К ЛАССИФИКАЦИЯ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ 1. Ротация «Р». 2. Ламбдацизм «Л». 3. Сигматизм «С». В этой группе различают сигматизм свистящих звуков и сигматизм шипящих 4. Йотацизм «Й». 5. Дефекты произношения заднеязычных звуков ( К, Г, Х ). 6. Дефекты звонкости (взаимные замены парных звонких и глухих согласных: П – Б, К – Г, Ф – В, С – З, Щ – Ж ). 7. Дефекты смягчения (взаимные замены внутри 15 пар звонких и глухих согласных: например П – П י, Б – Б י и т.д.)
М ЕТОДИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ДИДАКТИЧЕСКОМУ МАТЕРИАЛУ ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ : 1. Обследование произношения необходимо проводить с учетом закономерностей становления и развития произносительной стороны речи.
2. Ключевую роль для достижения успеха при обследовании произношения ребенка играют иллюстративность предлагаемого материала (красочность изображения, крупный размер, отсутствие избыточных деталей) и его доступность. Сюжетные картинки гораздо интереснее детям, они с радостью узнают изображение и "находят" нужное слово.
3. Существенное место занимает поиск эффективных методических приемов, например прием завершения предложения за взрослым.
С ПОСОБЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ. 1) В изолированном произнесении; 2) В составе слова в различных позициях (в начале слова, в середине, в конце слова и в стечениях согласных);
Спасибо за внимание! ;)