Организация и планирование образовательного процесса в соответствии с ФГТ
Logo Объем образовательной нагрузки по основным направлениям развития детей в действующих программах: % занятий 19 – 20% 0 – 13% познавательно-речевое развитие художественно-эстетическое развитие % физическое развитие социально-личностное развитие
Распространенная модель организации образовательного процесса до введения в действие ФГТ Учебный блок Блок совместной деятельности взрослого и детей Самостоятель- ная деятельность детей Основная форма – занятие (в соответствии с расписанием занятий) Режимные моменты, в ходе которых осуществляется решение образовательных задач (утренний прием, прогулка, подготовка ко сну, питание и др.) Создание и оснащение предметно- развивающей среды
Причины введения ФГТ 1 Вариативность дошкольного образования 2 Преобладание занятий как основной формы обучения детей 3 Дисбаланс образовательн ой нагрузки по основным линиям развития ребенка
Назначение ФГТ Выравнивание стартовых возможностей при подготовке к школьному обучению Обеспечение равнодолевого содержания по всем направлениям развития ребенка Решение образовательных задач не только в рамках непосредственно образовательной деятельности Необходимость реализации принципа научной обоснованности и практической применимости
Принципиальные отличия модели организации образовательного процесса в соответствии с ФГТ от «старой» модели Исключение учебного блока (но не процесса обучения!) ; Увеличение объема блока совместной деятельности взрослого и детей, в который, входит уже не только образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов, но и непосредственно образовательная деятельность; Изменение содержания понятия «совместная деятельность взрослого и детей» с учетом ее сущностных (а не формальных) признаков; Изменение объема и содержания понятия «непосредственно образовательная деятельность».
Рекомендуемая модель организации образовательного процесса в соответствии с ФГТ Совместная деятельность взрослого и детей Самостоятельная деятельность детей Непосредственно образовательная деятельность Основные формы: игра, наблюдение, экспериментирование, разговор, решение проблемных ситуаций, проектная деятельность и др. Решение образовательных задач в ходе режимных моментов Создание и оснащение предметно-развивающей среды
Структура образовательного процесса В настоящее время в образовательном процессе выделяется два основных блока: - совместная партнерская деятельность взрослого с детьми; - свободная самостоятельная деятельность детей. Такая структура образовательного процесса должна быть принята как каркасная для всего дошкольного возраста (3 – 7 лет) и как единственно возможная для младшего дошкольного возраста (3 – 5 лет). Вспомним ! Специфика дошкольного образования заключается в том, что обучение является по сути процессом «усвоения» содержания в видах деятельности.(Д.Б. Эльконин). Схема развития любого вида деятельности в соответствии с концепцией Л.С. Выготского такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослыми, затем – в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка.
Основные тезисы организации партнерской деятельности взрослого с детьми ( Н.А. Короткова) 1. Включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми; 2. Добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения) 3. Свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства); 4. Открытый временной конец занятия ( каждый работает в своем темпе). Коснемся еще одного важного момента, к которому должны стремиться сегодня практики: мы должны заменить привычное для современной дошкольной педагогики разделение «игра учебные занятия», приводящее к разрыву целостности образовательного процесса, на более психологичную и соответствующую возрасту структуру: игра и родственные ей виды деятельности.
Общий объём образовательной нагрузки (как непосредственно образовательной деятельности, так и образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов) Определяется дошкольным образовательным учреждением самостоятельно с учетом: действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН); федеральных государственных требований в сфере дошкольного образования; типа и вида учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования, наличия приоритетных направлений образовательной деятельности; рекомендаций примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования; специфики условий (климатических, демографических, национально-культурных и др.) осуществления образовательного процесса.
Непосредственно образовательная деятельность Реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач.
Формы образовательной деятельности Двигательная детская деятельность ( Примеры форм работы ) Подвижные игры с правилами Подвижные дидактические игры Игровые упражнения, игровые ситуации Соревнования, досуги Ритмика, аэробика, детский фитнес Спортивные игры и упражнения. Аттракционы Спортивные праздники Гимнастика (утренняя и пробуждения) Организация плавания
Формы образовательной деятельности Игровая детская деятельность (Примеры форм работы) Сюжетные игры, игры с правилами Создание игровой ситуации (по режимным моментам используя произведения писателей) Игры с речевым сопровождением Пальчиковые игры Театрализованные игры Продуктивная детская деятельность Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества Реализация проектов Детский дизайн Опытно-экспериментальная деятельность Выставки, мини музеи
Формы организации образовательной деятельности Чтение детской художественной литературы Чтение, обсуждение Заучивание, рассказывание Беседа Театрализованная деятельность Самостоятельная художественная речевая деятельность Викторина, КВН Вопросы и ответы Презентации книжки Выставки в книжном уголке Литературные праздники, досуги.
Формы организации образовательной деятельности Познавательно – исследовательская деятельность Наблюдение, экскурсия Решение проблемных ситуаций Экспериментирование, исследование Коллекционирование Моделирование Реализация проекта Интеллектуальные игры (головоломки, викторины, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, шарады) Конструирование Увлечения
Формы организации образовательной деятельности Коммуникативная детская деятельность Беседа, ситуативный разговор Речевая ситуация Составление и отгадывание загадок Игры и игровые ситуации (сюжетные, с правилами, театрализованные) Этюды и постановки. Логоритмика. Трудовая детская деятельность Дежурство, поручения, задания Самообслуживание Совместные действия
При планировании и составлении расписания непосредственно образовательной деятельности с детьми Рекомендуется в соответствии с возрастом детей, наличием приоритетных направлений образовательной деятельности и спецификой осуществления образовательного процесса учитывать следующие параметры: - общий объем непосредственной образовательной деятельности в неделю; - продолжительность периодов непрерывной непосредственно образовательной деятельности; - количество периодов непрерывной непосредственно образовательной деятельности в течение дня;
Выбор форм планирования Выбор формы планирования крайне важен не только чтобы он был удобным для воспитателя, но и эффективным для организации образовательного процесса. Первый ж.Дошкольное воспитание г. Второй вариант рекомендован кафедрой педагогики и методики дошкольного образования МИОО Он включает перспективное и календарно – тематическое планирование.
Вариант планирования работы воспитателя ж.Дошкольное воспитание г. День недели / дата Образова- тельные области Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами (театрами, спортивными и художествен- ными школами, общеобразова- тельными учреждениями) Непосредственно образовательная деятельность Образова- тельная деятель- ность в режимных моментах Групповая, подгрупповая Индивидуальная
Форма планирования работы воспитателя с детьми (рекомендации МИОО) План состоит из четырех разделов I раздел. Общие сведения ( в таблицах) – Сведения о детях и родителях – Взаимодействие с семьями детей – Режим дня группы (холодный период года) – Режим дня группы (теплый период года) – Листок здоровья – Система закаливания в группе – Двигательный режим – Гимнастика – Результаты обследования речи детей – Индивидуальная работа с детьми по звуковой культуре речи
Форма планирования работы воспитателя с детьми (рекомендации МИОО) II раздел. Комплексно-тематическое планирование психолого-педагогической работы с детьми Это планирование на месяц и недели с выбором тем. - Схема включает следующие 6 разделов: Месяц (он разделен на недели) События, праздники, традиции Тема Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей Формы организации совместной деятельности педагогов с детьми Взаимодействие с семьей
Форма планирования работы воспитателя с детьми (рекомендации МИОО) III раздел. Перспективное планирование по видам детской деятельности Представлено в таблицах на месяц. Каждая таблица имеет свою специфику, что является хорошей подсказкой воспитателю – Двигательная – Игровая – Коммуникативная – Трудовая – Познавательно-исследовательская – Продуктивная – Музыкально-художественная – Чтение
Форма планирования работы воспитателя с детьми (рекомендации МИОО) IV. Планирование непосредственно-образовательной деятельности (НОД) Первый лист– Расписание НОД на I полугодие и II полугодие Последующие листы оформлены как еженедельный план работы включающий два блока: содержание НОД и формы организации детей. Хочется напомнить, что воспитатель вправе самостоятельно выбирать форму написания плана своей работы с детьми и все же надеемся, что предложенная нами форма найдет своих почитателей.
Учет факторов при выборе темы Первый фактор реальные события, происходящие в окружающем и вызывающие интерес детей (яркие природные явления и общественные события, праздники). Второй фактор воображаемые события, описываемые в художественном произведении, которое воспитатель читает детям. Это столь же мощный темообразующий фактор, как и реальные события. Третий фактор события, специально «смоделированные» воспитателем (исходя из развивающих задач). Это внесение в группу предметов, ранее неизвестных детям, с необычным эффектом или назначением, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность («Что это такое? Что с этим делать? Как это действует?»). Четвертый фактор события, происходящие в жизни возрастной группы, «заражающие» детей и приводящие к удерживающимся какое-то время интересам, корни которых лежат, как правило, в средствах массовой коммуникации и игрушечной индустрии.
Схема комплексно-тематического планирования психолого-педагогической работы с детьми Месяц и недели События, праздники, традиции Тема Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей Формы организации совместной деятельности педагогов с детьми Взаимодейст вие с семьей
Основные нормативные документы, определяющие новые приоритеты развития дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от г. 2151»Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования» Письмо Минобрнауки РФ от «О реализации приказа Минобрнауки России от г. 2151» Квалификационные характеристики должностей работников образования (приказ Минздравсоцразвития РФ от ) Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (постановление Правительства РФ от г. 666) Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ 655 от года) СанПиН "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях«(Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 июля 2010 г. N 91 ), изменения СанПин Письмо Минобрнауки РФ от 21 октября – 248 «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования». Письмо Минобрнауки РФ от 22 июля – 13 «О примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования»