ЕГОРОВА ГАЛИНА ИЛЬИНИЧНА Воспитатель 1 квалификационной категории МБДОУ «Детский сад 116 «Родничок» Стаж работы 30 лет
Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей детей
«Для ребенка, вместе с ребенком, исходя из возможностей ребенка» В.И. Сухомлинский Воспитание творческих возможностей – это сложный, разносторонний процесс. Помочь ребенку увидеть окружающий мир с разных сторон, показать, как он прекрасен, обогатить впечатления, представления ребенка, значит дать ему пищу для творчества. В этом я вижу суть данной темы. На занятиях с использованием нетрадиционных материалов и техник ребята получают информацию о разнообразии окружающего мира, уточняют свои представления о цвете, форме и размере предметов и их частей, у них развиваются воображение, мышление, речь. Иными словами, изобразительная деятельность с применением нетрадиционных техник и материалов способствует решению ряда задач подготовки детей к школе.
Повысить интерес к изобразительной деятельности Развивать у них творческую активность, желание рисовать ЦЕЛИ
Познакомить детей с различными видами нетрадиционной техники рисования Сформировать у детей изобразительные навыки и умения Развивать художественный вкус, творческое воображение, поощрять проявление фантазии
Художественное творчество Познание Коммуникация Социализация Музыка Чтение художественной литературы Труд
ПРИНЦИПЫ Наглядность Принципиндивидуальности Связь обучения с жизнью с жизнью От простого к сложному
Рисование ладошкой Возраст: от двух лет. Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт. Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается. 8
Рисование пальчиками Возраст: от двух лет. Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет. Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается. 9
Оттиск поролоном Возраст: от четырех лет. Средства выразительности : пятно, фактура, цвет. Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона. Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон. 10
Оттиск мятой бумагой Возраст: от четырех лет. Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага. Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага. 11
Отпечатки листьев Отпечатки листьев Возраст: от пяти лет. Средства выразительности: фактура, цвет. Материалы: бумага, листья разных деревьев (желательно опавшие), гуашь, кисти. Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью. 12
Восковые карандаши + акварель Возраст: от четырех лет. Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: восковые карандаши, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми карандашами на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок восковыми карандашами остается незакрашенным. 13
Самообразование Самообразование Методическая литература Методическая литература Перспективное план работы с детьми Перспективное план работы с детьми Непосредственно образовательная деятельность «Художественное творчество» Непосредственно образовательная деятельность «Художественное творчество» Работа с родителями. Работа с родителями. Обобщение опыта – мастер-класс Обобщение опыта – мастер-класс
Модель работы с родителя ми
Предметно-развивающая среда 1.Уголок изобразительной деятельности 2.Книжный уголок 3.Дидактический стол 4.Центр развивающих игр 5.Зона двигательной активности 6.Игровые двигательные модули 7.Сюжетно-ролевые игры 8.Уголок ряжения
Диагностика по программе «От рождения до школы»- художественное творчество
В результате 1.Возрос интерес к нетрадиционным техникам рисования. 2.Рисунки стали интереснее, содержательнее. 3.Дети обрели уверенность в себе. 4.Возрос интерес к занятиям по ИЗО и желание рисовать.
Пусть дети рисуют, творят, фантазируют! Не каждый из них станет художником, но рисование доставит им удовольствие, они познают радость творчества, научаться видеть прекрасное в обычном. Пусть они растут с душой художника!
Литература 1.Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – М., 2007г. 2.Казакова Р.Г. Рисование в дошкольном возрасте. Нетрадиционная техника, сценарии занятий, планирование. – М., 2006г. 3.Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – Спб., 2008г. 4.Полякова Э.Н. Нетрадиционные техники рисования. Методическое пособи для родителей и воспитателей. – М., 2005г. 5.Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет. – М., 2007г. 6.Фатеева. Рисуем без кисточки. – Ярославль., 2004г.