Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российская таможенная академия» Войтешонок Геннадий Альбертович д.э.н., и.о. заведующего кафедрой организации таможенного контроля
Таможенная территория РФ совпадает с государственной границей РФ ФЗ Наличие единой таможенной территории и единой таможенной границы. ТК ТС
Правительству РФ предоставлено право устанавливать обязанность перевозчиков по предоставлению в таможенные органы предварительной информации о товарах до их фактического ввоза ФЗ Случаи обязательного предоставления предварительной информации определяются международным договором государств – членов таможенного союза ТК ТС
Порядок завершения таможенного транзита предусматривает регистрацию прибытия транспортного средства и оформление письменного подтверждения о прибытии транспортного средства в место доставки ФЗ Устанавливает обязанность регистрации подачи перевозчиком документов таможенному органу назначения. Товары должны быть предъявлены по требованию таможенных органов. ТК ТС
После прибытия товары, декларируемые путем подачи предварительной декларации, должны быть предъявлены таможенным органам, расположенным в месте, приближенном к государственной границе РФ После прибытия товары, декларируемые путем подачи предварительной декларации, должны быть предъявлены таможенным органам, расположенным в месте, приближенном к государственной границе РФ.ФЗ Проект не учитывает принципов единой таможенной территории и таможенной границы ТС, не предусматривает случаев, когда предварительное декларирование осуществляется в таможенном органе одного государства, а товар прибывает на территорию другого государства. ТК ТС
Определяет особенности таможенного декларирования ввозимых товаров различных наименований, содержащихся в одной товарной партии ФЗ Установлен перечень случаев декларирования, особенности которого определяются национальным законодательством. Ввоз товаров различных наименований в одной товарной партии не подпадает под данный перечень. ТК ТС
В качестве транзитной декларации может использоваться предварительная таможенная декларация ФЗ Закреплен перечень документов, которые могут быть представлены в качестве транзитной декларации. Таможенные документы в данный перечень не входят. Предоставление иных документов должно определяться международными договорами ТК ТС
Федеральному органу исполнительной власти предоставлено право устанавливать требования, которым должны отвечать информационные системы, информационные технологии, используемые лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела. ФЗ К компетенции национального законодательства отнесено установление условий и порядка использования для таможенных целей информационных систем, используемых таможенными органами, а не иными участниками таможенных правоотношений. ТК ТС
Содержит нормы, регулирующие исполнение (прекращение) обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов ФЗ К компетенции национального законодательства отнесены вопросы прекращения обязанности по уплате таможенных платежей исключительно при установлении специальных таможенных процедур ТК ТС
Расхождение требований национального и международного таможенного законодательства Уклонение от принятия решений лицами, непосредственно осуществляющими таможенное оформление и таможенный контроль Увеличение сроков таможенного оформления Убытки для участников внешнеэкономической деятельности и снижение внешнеторгового оборота Рост количества судебных исков об обжаловании решений таможенных органов права Привлечение должностных лиц таможенных органов к ответственности за принятие отмененного в судебном порядке решения
Двойной контроль товаров и транспортных средств при перемещении через государственную границу России на территорию иных государств – участников таможенного союза Наличие в Проекте норм, не учитывающих принципов общей таможенной территории и общей таможенной границы Осложнение во взаимодействии таможенных органов государств – членов таможенного союза Рост количества администрати вных барьеров Неравное положение участников торгового оборота Увеличение издержек
Разница подходов регулирования одинаковых правоотношений на единой таможенной территории в зависимости от субъекта (страны) Необходимость проведения дополнительного контроля Наличие противоречивых норм российского и союзного таможенного законодательства Усложнение любой внешнеторговой или экономической операции Переход ко второму этапу - создание общего экономического пространства и введение единой валюты будет затруднён Сдерживание развития рынка труда Невозможность гарантировать выполнение условий сделки Убытки; Сужение внутреннего рынка Убытки; Неблагоприятный инвестиционный климат