«Обеспечение здоровьесберегающих условий обучения – основа эффективного внедрения ФГОС» (теоретические аспекты) Заместитель директора по НМР Коляда М.Д.
«Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и бессилен разум». Древнегреческий философ и историк Геродот
Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" «Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов… Сбалансированное горячее питание, медицинское обслуживание, включающее своевременную диспансеризацию, спортивные занятия, в том числе внеурочные, реализация профилактических программ, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни - все это будет влиять на улучшение их здоровья».
Здоровьесберегающая среда школы - это совокупность социально-педагогических условий, физиологических компонентов, способствующих реализации адаптивных возможностей школьников; факторов, влияющих на сохранение и развитие их здоровья.
Черты здоровьесберегающей среды гибкость; диагностичность; диагностичность; оптимальность; оптимальность; динамичность; динамичность; открытость; открытость; преемственность; преемственность; системность организации; системность организации; технологичность технологичность
Принципы организации здоровьесберегающей среды гуманизации образовательного процесса; учета индивидуальных особенностей всех участников образовательного процесса; учета индивидуальных особенностей всех участников образовательного процесса; комплиментарности здоровьесберегающей среды и образовательной системы школы в целом; комплиментарности здоровьесберегающей среды и образовательной системы школы в целом; системности, предполагающий взаимосвязь всех компонентов здоровьесберегающей среды; системности, предполагающий взаимосвязь всех компонентов здоровьесберегающей среды; открытости, предполагающий взаимодействие предлагаемой среды с внешними организациями-партнерами; открытости, предполагающий взаимодействие предлагаемой среды с внешними организациями-партнерами; доступности, в рамках которого данная среда охватывает всех участников образовательного процесса. доступности, в рамках которого данная среда охватывает всех участников образовательного процесса.
Работа по формированию здорового образа жизни проведение общешкольных спортивных праздников; организация походов и экскурсий; работа спортивных секций на базе и в микрорайоне школы; проведение бесед о здоровом образе жизни; обеспечение правильного и качественного питания в школе; оптимизация образовательного процесса; проведение прогулок со школьниками на свежем воздухе; введение обязательной формы одежды для школьников; соблюдение санитарно-гигиенических норм при организации образовательного процесса, норм по охране труда; организация родительского всеобуча по данной проблематике.
Здоровьесберегающие образовательные технологии- системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников; качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье учащихся и педагогов; технологическая основа здоровьесберегающей педагогики.
Компоненты здоровьесберегающей среды: гуманистические технологии имеют личностно-ориентированную направленность и предполагают активное субъект-субъектное взаимодействие учителя и ребенка способствуют установлению комфортной рабочей атмосферы на уроке, а вместе с этим, и сохранению и укреплению психического здоровья школьников и учителей
Именно здоровье людей должно служить главной визитной карточкой социально- экономической зрелости, культуры и преуспевания государства, а не морское судно или воздушный корабль, как нередко считают. Брехман И.И.
Спасибо за внимание!