Поэзия серебряного века. Литературные направления.
Символизм - Литературно-художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы. Ключевым понятием символизма является символ. Теоретические основы символизма дал Д.С.Мережковский. Основными элементами символизма он назвал «мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности». На первый план вышли темы экзистенциальные: Жизнь, Смерть, Бог. Социальные, гражданские темы отодвинуты символизмом.
Экзистенциализм - Мировоззрение, ставившие вопросы о том, как жить человеку перед лицом надвигающихся исторических катастроф. Человек несет ответственность за все совершенное им, а не оправдывает себя обстоятельствами.
Символисты Гиппиус Зинаида Николаевна ( ) Мережковский Дмитрий Сергеевич ( ) В эстетике модернизма отразился пафос «конца века», неминуемой гибели мира, обреченности, упадка. В целом, декадентский пафос противоречил модернистскому пафосу возрождения человечества. «старшие символисты»: Брюсов Валерий Яковлевич ( ) Бальмонт Константин Дмитриевич ( ) «младшие символисты»: Андрей Белый ( ) Блок Александр Александрович ( ) Иванов Вячеслав Иванович ( )
Гиппиус Зинаида Николаевна ( ) Родилась в г. Белев Тульской губернии в семье гос. чиновника. Получил основательное домашнее воспитание. После смерти отца переехали в Москву, затем в Ялту и Тифлис. В 1888 г. Познакомилась с Мережковским, через год ставшим ее мужем. После свадьбы переехали в Петербург. Появились первые стихи Зинаиды Гиппиус в «Северном вестнике». Раздумья на вечные темы – о любви, человеке и смерти – определили тональность стихов Гиппиус 1990-х гг.в гг. она стала одним из организаторов Религиозно-философских собраний ( учение о царстве Божием на земле).
Мережковский Дмитрий Сергеевич ( ) - поэт, философ, романист, религиозный мыслитель и литературный критик. Родился в семье чиновника дворцового ведомства. Воспитание получил в классической гимназии. В 1884 г. поступил на историко - филологический факультет Петербургского университета. В 1890-е гг. сотрудничает в журнале «Северный вестник». Выпустил сборник стихов «Символы». Октябрьскую революцию не принял. Умер в Париже.
Старшие символисты. Брюсов Валерий Яковлевич( )
Бальмонт Константин Дмитриевич ( )
Младшие символисты. Андрей Белый ( ) Борис Николаевич Бугаев родился и вырос в среде московской интеллигенции, в семье профессора Московского университета Николая Васильевича Бугаева. Псевдоним Белый – священный, утешительный цвет. В 1903г. Окончил естественное отделение матем. Фак-та Московского унив-та. В 1900г. создана первая симфония «Северная» или «Героическая», «Драматическая», «Возврат» (1902), «Кубок метелей» (1907). Сборники стихов « Пепел», «Урна» ( ). поэма «Первое свидание»
Блок Александр Александрович ( ) Стихи «Вхожу я в темные храмы» «Фабрика» «Незнакомка» «Россия» «Ночь, улица, фонарь» «О доблестях, о подвигах, о славе» «На железной дороге» «О, я хочу безумно жить»
Иванов Вячеслав Иванович ( ) 1903г.- сборник стихов «Кормчие звезды»; сборник «Прозрачность»; 1905 – трагедия «Тантал» 1925 – «Римские сонеты». Умер в Риме.
Акмеизм -
Акмеисты. Ахматова Анна Андреевна ( ) Адамович Георгий Викторович ( ) Гумилев Николай Степанович (1886 – 1921) Мандельштам Осип Эмильевич ( )
Футуризм - авангардистское течение в европейском и русском искусстве начала 20 века, отрицавшее художественное и нравственное наследие, проповедовавшее разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом. Футуризм – от лат. « будущее» ( стремление к будущему).
Истоки футуризма. Русский футуризм связан с западноевропейской культурной традицией, провозглашавшей интуитивизм, нигилизм, критику традиционной культуры, идеал « сверхчеловека», свободного от каких-либо моральных ограничений, от власти объективных законов. Предшественником русского футуризма был итальянский футуризм. Впервые этот термин введен литератором Филиппо Маринетти, который в феврале 1909 года опубликовал «Манифест о футуризме».
Для русских футуристов Современный мир – это движение, устремленность в будущее. Идти в будущее означало творить его. Они рассматривали искусство как важнейшее средство отражения тенденций эпохи, преобразования человека и мира, созидания новой реальности. Искусство играет преобразующую и созидающую роль. Время рождения футуризма – 1910 год, вышел в свет первый футуристический сборник «Садок Судей» Первая декларация футуристов – «Пощечина общественному вкусу» вышла в 1912 году. Молодые поэты Бурлюк, Крученых, Маяковский, Хлебников
В 1913 году программа футуристов была конкретизирована: отрицание грамматики, синтаксиса, правописания; новые ритмы, рифмы, размеры стиха; новые слова и новые темы; «мы новые люди новой эпохи».
Футуристы Маяковский Владимир Владимирович ( 1893 – 1930 ) Хлебников Велимир ( Виктор Владимирович) ( ) Северянин Игорь ( ) «Новокрестьянские» поэты: Сергей Александрович Есенин ( ) Клюев Николай Алексеевич ( )