Восемнадцатое марта. Текст. Способы и средства связи предложений в тексте.
Из этимологического словаря Н.М.Шанского: Текст – в 18 веке заимствовано из немецкого, где лат. textus – «словесное единство, ткань», производное от texo «тку».
Осип Мандельштам Люблю проявление ткани, когда поле двух или трех, а то четырех воздыханий Придет выпрямительный вздох И как хорошо мне и тяжко, когда приближается миг – И вдруг дуговая растяжка Звучит в бормотаньях моих.
Поэт – просветитель 18 века Антиох Дмитриевич Кантемир ……….. богат, нищ, весел, скорбен – буду стихи ткати».
Признаки текста: Тематическое и композиционное единство всех частей; Наличие грамматической связи между частями текста ( параллельная, последовательная); Смысловая цельность; Композиционная завершенность, законченность.
Русский языковед Лев Владимирович Щерба « Связь предложений в тексте – это прежде всего связь смыслов»
параллельная связь Способы связи между предложениями: -Синтаксический параллелизм; -Повтор первого слова; -Члены предложения выражены одинаковыми формами; Усиливают параллельную связь: -Вводные слова; -Наречия места и ввремени; -Деепричастные обороты; -придаточные предложения.
цепная (последовательная) связь Способы связи между предложениями: -Повтор ключевого слова; -Замена ключевого слова синонимом, местоимением; -Повтор одного и того же члена предложения.
Ответы на задания ЕГЭ. Микротекст Микротекст 7 - 4
Воспитанные люди уважают человеческую личность, потому всегда снисходительны, вежливы, уступчивы. Они не бунтуют из-за молока или пропавшей резинки, живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а, уходя, не говорят: с вами жить нельзя. Они прощают и шум, и холод, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних. Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от ого, чего не увидишь простым глазом. А.П.Чехов.