Тенденции показателей деятельности предприятий ВКХ Республики Кыргызстан Ильдус Залялов Кыргызжилкоммунсоюз" Хельсинки, Финляндия, Мая 2007 г.
Цели проведенной работы Мониторинг системы водоснабжения и канализации в Республике Кыргызстан за период годы по одиннадцати водоканалам республики (ИБНЕТ и статистические данные) Наращивание потенциала в сфере сбора технических и финансовых данных путем передачи методики, разработанной Всемирным банком (ИБНЕТ)
Институциональные характеристики сектора водоснабжения и канализации Республики Кыргызстан Этап децентрализации прошел и по соответствующим постановлениям Правительства республики водоканалы переданы в ведение органов местного самоуправления Активы переданных на местный уровень водоканалов находятся в муниципальной собственности органов местного самоуправления Тарифы утверждаются на местах главами областных и Бишкекской городской госадминистрациями
Методы сбора данных для мониторинга эффективности работы предприятий ВКХ Государственная статистическая отчетность Отраслевые формы, учитывающие специфику деятельности водоканалов, ежеквартально представляются одновременно со сдачей бухгалтерских отчетов и балансов Индикаторы ИБНЕТ: выборочное обследование (вопросники), визиты на предприятия, телефонные звонки.
Анализ операционных и технических показателей предприятий ВКХ Уровень охвата услугами централизованного ВКХ городов и поселков городского типа республики составляет примерно 90 % для водоснабжения и канализации. По населенным пунктам, попавшим в выборку для мониторинга, этот показатель ниже и составляет по водоснабжению 65% и 25% для канализации для 2005 г.
Анализ операционных и технических показателей предприятий ВКХ (2) Объем неучтенного потребления (в % ) по предприятиям ВКХ колеблется от 9% до 66%.
Анализ операционных и технических показателей предприятий ВКХ (3) Уровень измерений водопотребления населения в Кыргызстане остается на очень низком уровне. По данным мониторинга этот показатель не превысил 1% на протяжении анализируемого периода Физический износ водопроводных сетей доходит до 70 %. В 2001 году нуждалось в замене 22,1 % уличной водопроводной сети, а в 2005 году – 37,3 %
Анализ финансовых показателей Покрытие затрат тарифом для населения Утвержденный тариф на протяжении всего анализируемого периода существенно не повысился, более того за последние три года с 2004 по 2006 он снижался. Более того, разница между утвержденным тарифом и законодательно разрешенным % покрытия затрат на 2006 год составила почти 30%.
Анализ финансовых показателей На убыточность предприятий помимо низких тарифов влияют следующие факторы: Доля населения в потреблении услуг с 2000 по 2005 годы увеличилась с 60 % до 68,7 %, а уровень платежей снизился с 80 % до 63 % Дебиторская задолженность населения возросла с 2000 по 2005 г. на 46% ! Проблемы с привлечением квалифицированных рабочих кадров. Средняя месячная заработная плата за 2005 год составила всего 67долларов (минимальный потребительский бюджет 63 доллара на 1 чел.)
Выводы Несмотря на стабильность и регулярность (24 часа) обслуживания, качество услуг продолжает ухудшаться (рост неучтенной воды, износ сетей) Водоканалы остаются убыточными (затраты не возмещаются тарифом, снижение собираемости платежей, рост дебиторской задолженности) Сохраняется очень низкий уровень инвестиций