Мониторинг личностных результатов образования Семинар заместителей директоров по УВР МОУ Мокеевская СОШ
Методология мониторинга Концептуально-методологической основой мониторинга является компетентностный подход в образовании, определяющий компетентность как системное проявление знаний, умений, ценностных установок, личностных качеств, позволяющее успешно решать практические задачи, разрешать различные противоречия, проблемы в социальном, профессиональном и личностном контексте.
Назначение, цели, предмет, субъекты мониторинга Назначение мониторинга – повышение качества образования Целями мониторинга являются: - комплексная оценка личностных результатов образования (уровень ОУ, муниципальный уровень, региональный уровень) - обеспечение эффективности принимаемых управленческих решений в области обучения и воспитания обучающихся на каждом уровне управления системы образования Предметом мониторинга являются личностные компетенции обучающихся, фиксируемые через систему соответствующих показателей Субъектами мониторинга выступают обучающиеся начальной, средней и старшей ступени образования, учащиеся системы профессионального образования, педагоги, родители обучающихся, администрация образовательных учреждений
Личностный результат как сформированная личностная компетентность Личностными результатами образования являются сформированные личностные компетенции. Личностные компетенции – системное проявление знаний, умений, навыков, ценностных ориентаций и личностных качеств, обеспечивающее эффективное поведение в жизненных ситуациях. Личностные результаты формируются в процессе учебной и воспитательной деятельности как в образовательном учреждении, так и в семье и других социальных институтах.
Основания для выделения компетенций Основанием для выделения личностных компетенций послужили новые образовательные стандарты, ряд современных документов, задающих требования и ориентиры развития системы образования (Послание Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации, Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа", Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Основные направления развития системы образования Ярославской области на годы, и др.), закономерности возрастного развития обучающихся В результате анализа ФГОС нового поколения (для всех уровней образования) и других документов с учетом преемственности результатов формирования компетенций на уровнях начального, основного и среднего (полного) общего образования были выделены 6 групп личностных компетенций
Состав личностной компетентности: 1. Компетентность в области мотивации к обучению и познанию 2. Социальная компетентность (конструктивное социальное поведение) 3. Компетентность в области гражданской идентичности (гражданское самосознание) 4. Компетентность в области морально-этических отношений 5. Компетентность в области личностной идентичности 6. Компетентность в области здорового образа жизни и безопасности
1. Компетентность в области мотивации к обучению и познанию обеспечивает готовность к познавательной деятельности и проявляется в развитой познавательной мотивации и познавательной активности, интересе к обучению, саморазвитию и самообразованию, готовности решать интеллектуальные задачи, готовности продолжать образование, осуществлять обоснованный выбор профиля образования и будущей профессии
Критерии оценки Наличие познавательной мотивации Познавательная активность (готовность к выходу за пределы школьной программы) Творческий подход к познанию (наличие новых, самостоятельно открытых способов решения задачи - теоретической, практической, социальной) Мотивация к самообразованию, самосовершенствованию (измеряется в основной и старшей школе) Мотивация к выбору профессии (измеряется в старшей школе) и предполагает реалистичность, обоснованность, самостоятельность выбора
2. Социальная компетентность (конструктивное социальное поведение) Обеспечивает возможность эффективно включаться в жизнь социума и проявляется в умении бесконфликтно выполнять различные социальные роли, участвовать в различной социальной деятельности, бесконфликтно взаимодействовать с членами семьи и участвовать в ее жизни, эмоциональном и социальном интеллекте, умении понимать и учитывать мнение других
Критерии оценки Соответствие представлений, поведения ожидаемой социальной роли (что делают, не делают) в соответствии с ожиданиями общества относительно каждой роли Участие в социальных видах деятельности (участие в общественных мероприятиях, уход за домашними животными и пр.) Самостоятельность в решении бытовых и социальных вопросов (разогреть обед, получить информацию о… и пр.) Умение общаться с людьми разного пола, возраста, национальности Отзывчивость, умение сопереживать, готовность к диалогу
3. Компетентность в области гражданской идентичности (гражданское самосознание) Предполагает формирование представлений о себе как о гражданине своей страны и проявляется в чувстве гордости за Родину, российский народ, патриотизме, знании российской истории и гордости за нее, осознании своей этнической и национальной принадлежности, уважении к другим народам, культурам, вероисповеданию, толерантности, готовности что-то сделать для своей страны
Критерии оценки Знание о том, кто такой гражданин, кто такой патриот; знание истории своей страны Отношение к стране, в которой живет, переживаемые чувства Толерантность межнациональная (внутри страны)- уважительное отношение к другим национальностям (конфессиям) внутри страны Гражданская позиция, готовность что-то сделать для своей страны
4. Компетентность в области морально- этических отношений Предполагает формирование системы ценностей, соответствующих требованиям современного общества и проявляется в усвоении морально-этических норм поведения и взаимодействия, умении действовать, не подвергая себя и других риску, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе
Критерии оценки Знание, представление, принятие ценностей и морально-этических норм (отношение к порядку в школе и пр.)
5. Компетентность в области личностной идентичности обеспечивает адекватные представления о себе самом и проявляется в адекватной самооценке, принятии себя, умениях самоанализа, эмоциональной зрелости
Критерии оценки Адекватная самооценка, принятие себя Сформированность способов самопознания Сформированность способов саморегуляции
6. Компетентность в области здорового образа жизни и безопасности Обеспечивает формирование ценности человеческой жизни и проявляется в отсутствии вредных привычек, значимости здорового образа жизни, следовании здоровому образу жизни, бережному отношению к материальным и духовным ценностям
Критерии оценки Представление и следование здоровому образу жизни (питание, привычки, физическая активность) Представление и следование безопасному поведению (проявления безопасного поведения)
О процедуре мониторинга Согласно требованиям, формулируемым в методических материалах («Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе», Часть 1, Москва, «Просвещение», 2009): - достижение личностных результатов обеспечивается за счет всех компонентов образовательного процесса: учебных предметов, представленных в инвариантной части базисного учебного плана; вариативной части основной образовательной программы, а также программы дополнительного образования, реализуемой семьей и школой; - оценка выделенных результатов «…осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований, результаты которых являются основанием для принятия управленческих решений при проектировании и реализации региональных программ развития, программ поддержки образовательного процесса, иных программ». Результаты оценки рассматриваются в контексте «…повышения эффективности воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения, муниципальной, региональной системы образования».
Основные итоги Содержательно определено понятие личностных результатов в парадигме компетентностного подхода Выделены группы личностных компетенций Выделенные группы операционализированы до уровня отдельных критериев и показателей Разработан пилотный вариант инструментария Реализован локальный сюжет апробации инструментария на ряде площадок Определены основные позиции в реализации процедуры мониторинга
Дальнейшие направления деятельности Общественно-профессиональная экспертиза Экспериментальная апробация мониторинга Внедрение процедуры «внешнего» мониторинга как части региональной системы оценки качества образования Определение площадок и их психолого- педагогическое сопровождение для отработки и реализации процедуры «внутренней» оценки личностных результатов образования (разработка инструментария отслеживания личностных результатов в рамках отдельных предметных дисциплин, программы духовно-нравственного развития, программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни и пр.; проведение семинаров, круглых столов и пр.)
Спасибо за внимание!