Достижение учащимися информационной компетентности в процессе изучения истории. Выпускная квалификационная работа учителя истории МОУ «СОШ 3» г.Гая Оренбургской области Кико Ольги Николаевны
Задачи работы: Представить результаты теоретического исследования особенностей компетентностного подхода к обучению. Сконструирвать информационную компетенцию школьника, изучающего историю, которая будет являться составным элементом ключевой инфомационной компетнции. Предложить возможные средства и методы формирования информационной компетентности выпускника средней общеобразовательной школы
Цель исследования: выделить средства и методы, позволяющие учителю истории и обществознания в современных условиях формировать информационную компетенцию учащихся средней школы.
Схема компетнций по А.В.Хуторскому Ключевые компетенции Учебно- познавательная Информационно- коммуникативная Личностного Самосовершенствования общекультурная Ценностно- смысловая
Информационно-коммуникативная компетенция Поиск информации Анализ содержания информации Отбор ее в соответствии с поставленной целью Преобразование информации или перевод ее в другую знаковую систему Сохранение информации, создание базы данных Нахождение способа эффективной передачи информации Применение коммуникативных средств в соответствии с характером информации и особенностями аудитории Владение приемами выражения мыслей в устной, письменной и графической форме Использование на практике возможностей информационных технологий.
Информационная компетенция учащихся
Задачи работы: 1. Раскрыть сущность понятия компетенции через представление разных точек зрения и выделение в них общих существенных элементов. 2. Представить существующие в педагогической науке взгляды на выделение информационной компетенции в числе ключевых компетенций. 3. Спроектировать состав компетенции и ее проявление в истории как учебном предмете. 4. Выделить средства и методы формирования информационной компетенции в процессе преподавания истории и обществознания
умения методы Поиск информации Извлечение информаци и Отделение основной информации от второстепенн ой Критическое оценивание достоверност и полученной информации Перевод информаци и в другую знаковую систему Использование компьютер ных технологий Рассказ2 + + Беседа2 + + Лекция 2 ++ Дискуссия Работа с текстом учебника Работа с картой Работа со стат.данными Решение задач Познавательная игра Практический метод Частично- поисковый метод Анализ источников (лабораторный) Обучающий контроль Проектный метод Исследовательск ий метод Тренинг минимальная эффективность ++ умеренная эффективность +++ высокая эффективность умения методы Поиск информации Извлечение информаци и Отделение основной информации от второстепенн ой Критическое оценивание достоверност и полученной информации Перевод информаци и в другую знаковую систему Использование компьютер ных технологий Рассказ2 + + Беседа2 + + Лекция 2 ++ Дискуссия Работа с текстом учебника Работа с картой Работа со стат.данными Решение задач Познавательная игра Практический метод Частично- поисковый метод Анализ источников (лабораторный) Обучающий контроль Проектный метод Исследовательск ий метод Тренинг
Выводы: Средствами формирования информационной компетенции являются СМИ, цифровая техника, Интернет. Современные технологии позволяют реализовать разнообразные способы нахождения, извлечения, анализа, преобразования, сохранения и передачи информации, содержащейся в самых разнообразных источниках. Среди методов обучения, создающих условия формирования информационной компетенции на уроках истории следует особо выделить исследовательский и проектный методы. Причина в том, что они обеспечивают большой объем деятельности учащихся.