Адаптация первоклассника к школе - -приспособление организма и психики ребенка к изменению привычного образа жизни, сопровождающееся специфическими их реакциями
Итоги адаптационного периода у первоклассников МОУ СОШ учебный год
Показатели первичной психологической адаптации ребенка (сентябрь-октябрь) 1.Адекватное поведение («внутренняя позиция ученика»): -выполнение школьных правил; -признание авторитета учителя; -желание учиться
2. Установление контактов с учителем и одноклассниками: -желание общаться; -умение общаться
3. Овладение навыками учебной деятельности: -посадка за партой; -удерживание ручки; -ориентация на строку; -умение слышать инструкцию; -умение выполнять инструкцию
Критерии вторичной психологической адаптации ребенка (ноябрь-декабрь) 1. Успешное усвоение учебного материала: - работа на уроках; -самостоятельное выполнение домашних заданий
2. Отсутствие ухудшения здоровья: -не более одного перенесенного заболевания за полгода; -сохранение аппетита и сна; -отсутствие жалоб на усталость; -отсутствие нервных проявлений (тики, энурез, заикание, страхи и т.п.)
3. Улучшение работоспособности ребенка на протяжении полугода Работоспособность – возможность ребенка выполнять заданную деятельность на заданном уровне эффективности в течении заданного отрезка времени
Причины дезадаптации 1.Нарушение психоневрологической сферы (проблемы периодов беременности, родов, раннего развития, органические поражения головного мозга, наследственность) – специальное лечение, консультация невролога
2. Неблагополучные семейные условия (асоциальная семья, поведение родителей без учета появления в семье первоклассника) – изменения в укладе жизни родителей
3. Психологическая неготовность к школьному обучению (низкий уровень развития познавательных функций, неуспешность в обучении) – коррекция развития ребенка
4. Неадекватная самооценка ребенка (эгоцентризм, замкнутость, тревожность и т.п.) – коррекция самооценки
5. Негативное отношение к школе (нежелание/протест ходить в школу, жалобы на различные боли по утрам, негативные эмоции) – выявление и устранение причин сложившейся ситуации
6. Проблемы со здоровьем (реакция организма на «школьный перегруз» болезнями, нервно- психическими отклонениями) – консультация невролога
7. Возраст начала обучения (недостижение ребенком 7 лет на 1 сентября) – «щадящий педагогический режим» (больше внимания, поддержки, помощи)
8. Недоразвитие мелкой моторики(усталость руки, тремор руки, «писчий спазм», неправильный способ удерживания ручки, слабая ориентация на строку) – развитие мелкой моторики
9. Недоразвитие зрительно- моторных координаций (трудно срисовать, списать, найти отличия, запомнить расположение фигур в пространстве) – развитие зрительно-моторных координаций
10. Несформированная мотивация (чрезмерная ориентация на оценку, избегание ситуации ошибки, зависимость от мнения родителей, неумение преодолевать трудности) – коррекция мотивации
Особые случаи (медлительные дети, леворукие дети, дети с проблемами звукопроизношения, нервные дети, гиперактивные дети, своевольные дети, застенчивые дети) - консультация психолога
Уважаемые родители! Помните! Главное средство помочь вашему ребенку пережить период адаптации – это нормализовать режим. Это Вы можете!