Автор работы: учитель информатики и математики II квалификационной категории Муниципального общеобразовательного учреждения «Средней общеобразовательной школы» п.Целинный Фадеевой Ирины Владимировны уч.г. НОМИНАЦИЯ «Интеллект будущего»
Каждый период развития образовательных систем характеризуется своими инновационными педагогическими идеями, которые являются внутренне или внешне новыми по отношению к господствующим в этот период. Новизна идей может быть субъективной и объективной, внешней и внутренней. Она может затрагивать все стороны образовательного процесса или некоторые из них. Она может быть сущностной или формальной.
Часто в качестве признака готовности к осуществлению инновационной педагогической деятельности называют учебники, по которым учитель работает с учащимися. Однако, я считаю, что достаточно надежным средством диагностики готовности учителя к реализации инновационных педагогических идей, ориентированных на ученика, являются педагогические действия (или описание собственных педагогических действий) в педагогических ситуациях, где учащиеся поступают или отвечают не так, как это принято в том или ином учебном предмете.
В действующих учебных программах по информатике освоение учебного материала строится по схеме «от теории к практике»: ученики знакомятся с определенной порцией теоретических понятий, которые предлагает им учитель, применяют эти знания в учебных (формализованных) упражнениях, переходят к новой теме и чаще всего через непродолжительное время напрочь забывают ранее изученное.
Такое «забывание» мы объясняем тем, что учащиеся не самостоятельно нашли, получили, добыли необходимые им теоретические знания. Многие учебные упражнения носят отвлеченный характер, не связаны с жизнью. Поэтому предлагаю другой подход к изложению такой трудной для большинства обучаемых темы, как «Алгоритмизация и программирование».
На уроках ученики не осваивают отдельные темы, а учатся решать практические задачи, которые встречаются им в жизни.
При таком подходе каждый урок по любой теме начинается с постановки практической задачи. Например, подготовка реферата, создание табеля своих оценок, представление своего проекта и т. п. Задача не формализована, но суть ее понятна большинству.
Формализация задачи и происходит на уроках ее ученики выполняют самостоятельно с помощью наводящих вопросов учителя. На каждом уроке курса решается один фрагмент задачи с использованием пошаговой технологии, то есть сначала рассматривается самый простой способ решения проблемы, а затем предлагается шаг вперед решение этой же проблемы, но уже более оригинальным, нестандартным способом.
К о н т р о л ь з н а н и й у ч а щ и х с я в е д е т с я у ч и т е л е м н а к а ж д о м у р о к е п у т е м п р о в е р к и в ы п о л н е н и я з а д а н и й, п о с т р о е н н ы х н а б а з е п о ш а г о в о й т е х н о л о г и и.
Таким образом, при решении практической задачи дети сами сначала нащупывают проблему, а потом ощущают потребность в получении определенных теоретических знаний. В этот момент им на помощь и приходит учитель. Формы представления знаний учащимся могут быть самыми различными, хотя предпочтительнее индивидуальные. Технологический подход к изучению алгоритмизации и программирования позволяет поддерживать в учащихся учебную мотивацию, без которой нельзя добиться хороших результатов обучения.
Остановимся на Microsoft Excel потому, что в этой среде можно решать разнообразнейшие задачи. Целесообразно начинать изучение после знакомства детей с приемами работы в операционной системе Windows, в текстовом процессоре Microsoft Word, в электронных таблицах Microsoft Excel, в среде подготовки презентаций Microsoft PowerPoint. Все ранее перечисленное изучается нами тоже по технологическому, практическому принципу.
Желательно, последние уроки проводить в виде работы каждого ученика над индивидуальным проектом, который аналогичен выполненному в классе или слегка усложнен для более сильных учащихся. Желающие могут заняться не созданием собственного проекта, а модернизацией существующего.
Защита проекта: на ней представляется текстовое описание работы, ее электронное решение и, по желанию, на отдельную оценку, презентация защиты. К защите учащиеся готовятся особо: составляют описание проекта, тезисы устного выступления. В итоге учащийся может получить три оценки за проект: за электронное решение, за текстовое описание, за устное выступление.
Современные технологии корпорации «Майкрософт» дают возможность на базе наиболее популярных программных средств строить индивидуализированный учебный процесс, позволяющий, во-первых, достигать целей обучения для всех школьников, а во- вторых, адаптировать его к особенностям восприятия курса каждого ребенка.
Учитель информатики и математики II квалификационной категории Муниципального общеобразовательного учреждения «Средней общеобразовательной школы» п. Целинный Ершовского р-на Саратовской области